Фундамент развития облачных сервисов - в молодых современных предпринимателях

Роман Медынский, группа компаний ФорусИнтервью с Романом Медынским, руководителем направления eoffice.su группы компаний "Форус" (г. Иркутск).

- Как, по вашему мнению, обстоят дела на российском рынке облачных сервисов, и какова динамика этого сегмента?

- На мой взгляд, существенный импульс в развитии российский рынок облачных сервисов получит, когда крупные разработчики ПО будут активнее "затачивать" свои программы под "облако". Реальный пример это компания "1С" и вышедший на просторы интернета сервис 1С:Fresh. Известно, что в классических продажах коробочных решений "1С" занимает лидирующие позиции в своих сегментах, а, следовательно, логично предположить, что расширение своей линейки облачными решениями существенно продвинет спрос пользователей к облачным сервисам.

В силу того, что активный старт развития данного сегмента начался относительно недавно, то динамика, конечно же, измеряется сотнями, а то и тысячами процентов роста. Если же смотреть на объемы в деньгах, то пока мы там не увидим таких колоссальных цифр, как в процентах. Но уверен, что это еще впереди.

- Кто является основным заказчиком облачных услуг и каких именно?

- Мы в большей степени работаем с малым бизнесом от 2 до 5 рабочих мест. На наш взгляд, это самая подходящая целевая аудитория из всех, которые могут быть под данный облачный сервис. Дело в том, что средний бизнес, не говоря уже о крупном, как правило имеет или хочет иметь свою инфраструктуру. Малый бизнес же зачастую не может себе этого позволить в силу разных ограничений. Тем не менее, можно смело сказать: при развитии той или иной компании из малого бизнеса – параллельно развиваются облака. К примеру, в начале года у компании было два рабочих места, а уже в конце года пять - вот и рост в 2,5 раза. Заказчик при росте численности штата быстро подключает дополнительные места. А значит, рост бизнеса нашего клиента - это прямой рост нашего бизнеса.

Так как наша целевая аудитория не может себе позволить частные облака, мы в большей степени работаем с публичными. У малого бизнеса, наверное, меньше страхов, поэтому мне думается, что динамика развития публичных облаков будет существенно выше, чем прочих. В общем-то, время покажет.

- Соответствует ли спрос предложению?

- Спрос, конечно, есть, но не в такой степени, как хотелось бы. Основная проблема в том, что заказчик пока имеет слабое представление об "облачных технологиях" и поэтому воспринимает их как нечто далекое и опасное. Но, думаю, что рано или поздно эти страхи пройдут, также как прошли опасения по поводу сдачи отчетности по электронным каналам связи. Сейчас эта услуга воспринимается как само собой разумеющееся, некий стандарт рынка, а прошло по сути не более 10 лет с момента первых "отчаянных", кто на это пошел. Сейчас новое поколение бухгалтеров и не представляет, как работать по-другому. То же будет и у руководителей. Я считаю, что смена поколений в развитии информационных технологий это очень важно, и темпы ее только ускоряются.

- Какие компании являются наиболее активными потребителями облачных сервисов?

- Могу сказать из своего опыта, заметно активен малый бизнес в сфере торговли, услуг и производства. Зачастую руководители таких компаний не имели возможности или опыта автоматизации своего бизнеса и поэтому, когда им предлагаешь "облака", относятся к этой информации с интересом. Руководство же крупного и среднего бизнеса смотрит на облачные сервисы настороженно. И это понятно, ведь как правило за плечами таких руководителей опыт работы по классической модели.

- В чем заказчики видят плюсы и минусы облачных сервисов?

- Мы всегда стремимся оправдывать ожидания заказчика и предоставляем ему максимум возможностей развития его бизнеса. Плюсы использования "облаков" им видны практически сразу. Это отсутствие необходимости иметь свою инфраструктуру, а также гибкость подключений и настроек. Например, сегодня предпринимателю надо два рабочих места, завтра уже пять, послезавтра опять два. И в нашем случае он платит только за то, что необходимо, при этом не вкладывая денег в развитие своей ИТ-системы. Что может быть лучше?

- Что, по вашему мнению, тормозит развитие облачных услуг?

- В первую очередь, интернет - а именно его стоимость и слабость канала. Это главный сдерживающий объективный фактор. Остальные факторы, например, вопрос безопасности, риск потери данных и т.д. – это всё субъективные причины, которые быстро пройдут. Поэтому могу предположить, что развитие интернет-технологий на базе 4G придаст существенный импульс для развития и популярности "облаков".

- В каких случаях использование облачных сервисов действительно оправдано, а в каких можно обойтись старыми решениями?

- Старыми решениями, однозначно, надо обходиться там, где или слабый интернет-канал, или его вообще нет. Во всех других случаях – дорогу "облакам"!

- Легко ли ИТ-компании начать облачный бизнес?

- Начать легко, а вот продолжать сложно. На начальных этапах постоянно нужны вложения: в ПО, в железо, в каналы связи, в качественных продавцов и техническую поддержку. Сказать прямо – одни вложения и никакой отдачи долгое время. На этом этапе самое главное не утратить веру в результат и четко видеть перспективу. Объём инвестиций абсолютно разный: чем глобальнее проект, тем больше потребуется финансовых вливаний. А срок окупаемости напрямую зависит от качества и каналов продвижения услуг, и что очень важно – от активности продавцов.

- Вы видите перспективы развития рынка облачных сервисов в России?

- Конечно, это направление очень перспективное. И для дальнейшего развития уже все есть. Довольно быстро развивается интернет, и появляется все больше и больше гаджетов, через которые можно работать в "облаках". Кроме того, как я уже говорил, чем моложе руководитель бизнеса, тем он более открыто смотрит на новые возможности и информационные технологии. Все больше и больше руководителей небольших компаний – люди 22-28 лет, которые выросли на интернете. Их отношение к современному ИТ-миру абсолютно другое по сравнению со взрослым поколением. И поэтому я думаю, что фундамент развития, в частности облачных сервисов, - в молодых современных предпринимателях.

©  @Astera