Эксперимент: как HR-специалисты реагируют на резюме с разными сопроводительными письмами

Так ли важны сопроводительные письма и их содержание на самом деле.

В конце мая написал заметку о пользе сопроводительных писем, в комментариях к которой мне слегка накостыляли. И, надо сказать, накостыляли по делу: материал получился назидательным, а вопрос «ты кто такой, чтобы давать советы?» был вполне оправданным — рекомендации я давал исключительно на основе своих наблюдений и рассказов знакомых HR-ов.

Подготовка

Идея состояла в том, чтобы взять 3 примерно одинаковые группы вакансий и отправить работодателям из каждой группы одно и тоже резюме с разными письмами или вовсе без письма.

Группа 1. Отклики с эмоциональным письмом (личные впечатления и пустые обещания):

Здравствуйте!

Меня зовут Никита, сейчас я живу в Санкт-Петербурге, но до конца июня переезжаю в Москву — это связано с моей предстоящей свадьбой.

Я очень внимательно подхожу к выбору нового проекта, поскольку для меня важна не только финансовая составляющая, но и удовлетворение от работы. Поэтому, прежде чем откликнуться, я постарался побольше узнать о вашей компании. И мне показалось, что это то самое место, где я смогу работать с удовольствием, продуктивно используя свои способности и опыт.

Буду рад, если у нас с вами появится возможность познакомиться и наметить дальнейшие пути сотрудничества.

С наилучшими пожеланиями, Никита

Группа 2. Отклики с конструктивным письмом (сдержанная интонация, сухие факты и цифры):

Добрый день!

Заинтересовала вакансия и профиль деятельности компании, решил предложить свою кандидатуру.

Должностные обязанности мне хорошо знакомы, я успешно справлялся с аналогичным функционалом на предыдущих местах работы. В работе ориентируюсь на достижение конкретных показателей. Например, благодаря реализованным мной мероприятиям на последнем месте работы в издательстве «Банда умников» мы за год приросли на 38% по выручке и в 2,5 раза увеличили число постоянных клиентов. Всё это — результаты маркетинговых активностей, работы с ассортиментом и быстрой реакции на действия конкурентов.

Переезжаю из Петербурга в Москву по семейным обстоятельствам в конце июня, готов встретиться в удобное для вас время.

С уважением, Никита

Группа 3. Отклики без сопроводительного письма (только резюме и ни слова кроме).

Я выбрал 90 актуальных московских вакансий на hh.ru по ключевому слову «маркетолог». Диапазон заявленной зарплаты: от 60 до 100 тысяч в месяц, даты публикации вакансий: с 19 по 22 июня 2018 года.

Эти вакансии я разделил на три группы по 30 штук: таким образом, чтобы составы групп были максимально сопоставимыми по предлагаемой зарплате и специализации. Вот структура каждой из трёх групп:

• 21 маркетолог «общего профиля»;

• 2 трейд-маркетолога;

• 3 маркетолога «около PR»;

• 4 маркетолога-аналитика.

Опыт работы в резюме был по каждому из направлений, поэтому претендовать можно было на все эти должности.

Вот как выглядела подборка вакансий на примере одной из групп (названия компаний убрал из понятных соображений):

Утром 25 июня я отправил отклики на все 90 вакансий, варьируя только типы сопроводительных писем: «пустое», «конструктивное» и «эмоциональное».

Процесс

На протяжении четырёх дней с 25 по 28 июня я наблюдал за реакциями и фиксировал результаты в таблице.

С отказами всё было понятно: получил — поставил отметку «отказ». С приглашениями было чуть сложнее, поскольку они поступали по-разным каналам: на hh, на почту и по телефону, и на них надо было как-то реагировать. В идеале — минимизировать «моральный ущерб» работодателю, которого я и так, по сути, обманывал.

При получении приглашения на hh или на почту я писал HR-у следующий ответ:

Добрый день!

Должен вам признаться, что я — «ненастоящий» кандидат, и даже не ищу работу в данный момент. Все отклики я отправляю в рамках исследования, задача которого — понять, как HR-ы реагируют на отклики с разными сопроводительными письмами и на отклики без сопроводительного письма. Результаты исследования я планирую описать в статье (разумеется, без имён и названий). Так случилось, что ваша вакансия оказалась в моей выборке.

Приношу вам извинения за беспокойство и надеюсь, что вас не слишком разочаровал такой поворот событий. Если вам будет интересно ознакомиться с результатами, я с радостью поделюсь с вами ссылкой, когда статья будет опубликована.

Искренне благодарю вас за обратную связь и желаю успехов вам и вашей компании!

Приглашения по телефону я вежливо принимал, а потом коварно отправлял тот же ответ с отказом и объяснением. Во-первых, это занимало меньше времени. Во-вторых, лично мне было бы очень неловко объяснять человеку по телефону, что я тут экспериментирую, а не работу ищу.

На удивление, HR-ы реагировали исключительно позитивно. Я ожидал, что хотя бы пару раз меня обвинят в проведении опытов без наркоза над живыми людьми. Но все отвечали вполне дружелюбно и даже делились своим опытом. Вот пара примеров:

Как и обещал, я отправил ссылку на материал каждому заинтересованному HR-у сразу после публикации этой статьи.

Результаты

Основной объём ответов и просмотров пришёлся на первый и второй день.

В количественном выражении итоги выглядели так:

Нагляднее — в разбивке по долям:

Наибольшая доля приглашений была в случае с эмоциональным сопроводительным письмом. Но в связи с тем, что количество просмотренных откликов в каждой группе было разным, нужно было как-то привести цифры к общему формату.

В этот же момент возникла мысль, что отказы и просмотры без ответа на деле не сильно отличаются: твоё резюме смотрят, и дальше ничего не происходит. Какая разница, нажал HR кнопку «Отказать» или нет, если за просмотром не следует приглашение на интервью.

Поэтому в каждой группе я сравнил число приглашений с суммой «отказы + просмотры без ответа», исключив отклики, которые вообще не были просмотрены. Картина стала корректнее и проще.

***

Эксперимент показал, что HR-ы намного позитивнее реагируют на отклики с сопроводительными письмами, предпочитая при этом эмоциональные истории конструктивному письму с сухими фактами.

Конечно, полноценным исследованием это назвать сложно. На то есть ряд причин: небольшая выборка, существенное количество погрешностей, связанных со спецификой каждой вакансии, предпочтениями HR-а, и так далее.

©  vc.ru