Электронные госуслуги интересны гражданам, а не государству
Население и бизнес давно готовы к "электронному правительству". Его внедрение тормозится самим государством. К такому выводу пришли участники секции "eGoverntment 2.0: разработка сервисов для государства", прошедшей в рамках Санкт-Петербургской интернет-конференции (СПИК). Организатором секции выступил системный интегратор "Корус Консалтинг".
Россия катастрофически отстает от развитых держав в аспекте "электронного правительства" и оказания госуслуг населению в электронном виде, считают эксперты. "По последним данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 80 место по готовности к введению электронных госуслуг, находясь между Тринидадом и Тобаго и Сальвадором, - такие данные, согласно The Global Information Technology Report 2009-2010, привел эксперт журнала "Россия в глобальной политике" Павел Житнюк. - Примеры других стран просто позорны для России: Эстония за 4 года перевела в электронный вид 700 госуслуг, на сайте правительства Сингапура можно за 2 часа зарегистрировать собственный бизнес, а также получить любую другую госуслугу и оплатить ее, в Казахстане создана единая система государственного документооборота. При этом в России есть достаточные ресурсы для масштабного перевода госуслуг на "электронные рельсы" - есть и разработчики, и спрос у населения. По информации РУССОФТ, Россия, в частности Санкт-Петербург и Москва, занимает ведущие позиции в международных рейтингах городов по возможностям осуществлять деятельность в области разработки ПО, исследований, создания новых ИТ-продуктов. Согласно данным АП КИТ, в рейтингах готовности к использованию электронных услуг наибольшую готовность демонстрируют российские граждане".
Тормозит процесс нежелание самого государства переходить в электронный вид, считает эксперт - ведь в этом случае госуслуги принимают стандартизованный, деперсонализированный характер, что наносит удар по коррупции. Например, в "обезличенном" и жестко регламентированном цифровом пространстве чиновнику гораздо труднее проявлять дискреционную власть: "тебе я лицензию дам, а тебе не дам".
Осложняет оказание госуслуг онлайн отсутствие единых форматов и стандартов документов, единой системы обмена электронными документами. Напротив, каждое государственное ведомство стремится создать собственную, закрытую от других ведомств систему электронного документооборота. Огромная проблема - отсутствие связи между базами данных отдельных ведомств, более того чиновники ревностно охраняют имеющиеся у них данные от "посягательств" других госструктур.
Руководитель по связям с общественностью ФГУП "Санкт-Петербургский Информационно-Аналитический Центр" Евгения Фалькова признала, что скорость проникновения цифровых технологий в деятельность госорганов оставляет желать лучшего. Однако, Петербургу есть чем похвастаться: недавно был запущен и функционирует портал "Государственные услуги в Санкт-Петербурге". Как и головной портал государства – www.gosuslugi.ru, пока он носит в основном информационный, а не интерактивный характер - граждане могут посмотреть и скачать необходимые для оказания госуслуги документы, узнать расписание работы тех или иных госслужб, а за реальным документом или услугой все равно придется идти в МФЦ - многофункциональный центр по оказанию госуслуг. При этом ряд услуг, в отличие от федерального ресурса, уже запущен на петербургском портале. Например, через электронную приемную можно записаться на подачу заявления на регистрацию брака или оформить заявление на получение пособий на ребенка онлайн: гражданин должен лишь заполнить специальную форму на сайте, дальше система сама обработает запрос, сформирует требуемый пакет документов, а гражданин должен будет прийти только за самой банковской картой с уже зачисленными на нее средствами. "Сейчас портал работает в тестовом режиме, - говорит Евгения Фалькова. - Однако, уже сейчас это база для полномасштабного ресурса по электронному обслуживанию населения. Мы планируем постепенно увеличивать количество госуслуг, которые можно получить онлайн".
В ходе секции участники пришли к выводу о высокой востребованности ИТ-сервисов, как для граждан, так и для бизнеса, что доказывают и примеры компаний, которые запускают подобные услуги в России.
Так, большой интерес слушателей секции вызвал доклад специалиста компании "Корус Консалтинг" Вячеслава Когана. Системный интегратор разработал сервис "Электронный дневник учащегося" - онлайн-систему для педагогов, родителей, учеников и чиновников, с помощью которой можно отслеживать успеваемость и учебную дисциплину школьников, общаться, информировать о планируемых мероприятиях и собраниях. Родители имеют возможность оперативно получать информацию об оценках и домашних заданиях своих детей, чиновники получают всестороннюю статистику и отчетность, преподаватели - оперативность и прозрачноссть процесса общения со всеми участниками образовательного процесса. На текущий момент с сервисом работают более 60 средних учебных заведений, зарегистрировано около 15 000 подключений, и очевидно, что спрос на подобные услуги растет.
"К недавно запущенным нами онлайн-сервисам "Сдача налоговой отчетности в госорганы" уже подключилось 200 предприятий, к нашему Удостоверяющему центру – 250. Все заинтересованы работать через интернет, применять электронную цифровую подпись, минимизировать личные контакты с госведомствами. К этому готовы и предприятия, и частные лица", - резюмирует Вячеслав Коган.
© @Astera