Дым без огня


Оказывается, чтобы выделить никотин из табачных листьев, не обязательно сжигать листья дотла — достаточно нагреть их до температуры, вполовину меньшей температуры тления. Ни пепла, ни дыма и почти никакого запаха — так работает технология iQOS.

Как и почему первый индеец решил поднести ко рту тлеющий табачный лист, никто никогда не узнает. Но историки предполагают, что впервые эта мысль посетила людей после того, как листья растений рода Nicotiana попали в огонь случайно. Аромат и вкус дыма, а также его стимулирующее воздействие понравились тем, кто оказался рядом, и в следующий раз табак в костёр бросили уже нарочно. Позже выяснилось, что куда удобнее не жечь листья, а заставлять их медленно тлеть. На этом этапе развитие технологий надолго остановилось. Испанцы привезли табак в Старый свет, где сначала самые богатые, а потом и все остальные переняли индейскую привычку. Листья заморской травы тлели по всей Европе в трубках при температуре 500 °C и в трубочках из папиросной бумаги — 650 °C, подскакивая почти до 1000 °C в момент вдоха.

giphy.gif

И только в XXI веке стало ясно, что такие высокие температуры не очень-то и нужны для употребления табака. Никотин, в отличие от других компонентов табачного дыма, выделяется и при температуре около 350 °C, при которой сам лист не тлеет.

В редакцию попал нагреватель для табака iQOS, и мы, конечно, сразу же разобрали его по винтикам. Внутри оказался нагревательный элемент из допированной платиной керамики, который одновременно работает как датчик температуры. Его данные передаются на микросхему, которая контролирует подачу энергии на нагревательный элемент, поддерживая температуру на нужном уровне.

iquos_620.png

Нагретый, но не подожжённый табак даёт намного меньше дыма и запаха, чем трубка или сигарета. Кроме того, как показали проведенные в 2016 г. исследования итальянских ученых, вдыхаемый из iQOS воздух содержит намного меньше токсичных микрочастиц, чем дым обычных сигарет. Впрочем, изучение влияния iQOS на здоровье еще продолжается.

©  Популярная Механика