Дружба Яндекс.Такси и Uber – это плохо для тебя

Халява не бывает вечной. Как безлимитный интернет за копейки, так и такси за мелочь — преходящее явление, которое я советую вам запомнить.

Вместо двух демпингующих конкурентов на глобальном рынке такси остался один. И теперь он может сделать ход конём, исправив последствия ценовой войны. Вопрос в цене — и в тех, КТО её заплатит.

В чём основная проблема массовых такси

В последние полтора года наездил на такси больше, чем за всю остальную жизнь. И каждый второй водитель хотел пожаловаться. Негатива много, но чаще всего –

  • очень низкие тарифы, которые не окупают бензин и вынуждают ездить с раннего утра до поздней ночи;
  • ещё тяжёлая амортизация, с которой «сливаешь» доход на поддержание нормального состояния машины.

Пропорционально жалобам водителей в России стремительно снижалась стоимость поездки на такси. Причём лавинообразно.

Приходя в регионы, Яндекс быстро «накачивал» поток заказов, привлекая водителей с хорошими авто гарантией занятости и стабильностью зарплаты. А затем обрушал цену, как только приходил Uber. Например, в Воронеже у Яндекса была посадка за 99 руб., но затем упала до 49 рублей после анонса запуска Uber. В других регионах аналогично.

На фоне этой конкуренции и демпинга региональные такси сталкивались с оттоком водителей с хорошими автомобилями и были вынуждены снижать стандарты качества обслуживания, привлекать кого угодно. Где раньше были «Камри», там остались «девятки» и аварийные «нексии».

В итоге гонка между крупными сервисами — Яндекс.Такси, Uber — довела рынок до копеечных тарифов и выжала из водителей все соки. Цены понижать особо некуда, а повышать уже нельзя: тогда народ побежит к конкуренту.

Теперь этому теоретически пришёл конец.

Почему Uber и Яндекс перестали быть конкурентами

Моё сугубо профанское мнение — Uber понял, что не победит Яндекс, и решил выйти с профитом так же, как сделал в Китае.

Если подумать, конкурировать дальше было особо некуда. Фичами точно — всё, что внедрял Яндекс, спешил перенять Uber — и наоборот. Из недавних примеров помню фиксированную стоимость поездок и обозначение точек посадки пассажира.

Нет, при одинаковых равных борьба между сервисами шла в плоскости влияния.

Что есть у Яндекса? От самого популярного навигатора в стране и онлайн-карт до огромных массивов bigdata с других фирменных сервисов, позволяющих внедрять сложнейшие алгоритмы оптимизации расходов.

Что мог противопоставить Uber? Шарм западного бренда, опыт взрывного лобби от топовых международных профи и смелость в запуске акций/сторонних сервисов.

Всё это не впечатляет на фоне макро-преимуществ Яндекса. В долгосрочной гонке у Uber не было шансов стать первым, а быть вторым, вероятно, оказалось слишком дорого.

Теперь они вместе, подробности читайте тут. Бизнес-перспективы интересные, озвучено направление развития райд-шеринга. То есть идут к модели западного сервиса Lyft, где одной машиной с водителем одновременно пользуются несколько пассажиров.

Но пока этого нет, встаёт вопрос: что будет с ценами на привычное такси в России?

Ход за Яндексом: нагибать или помочь?

Последние 2 года что Яндекс, что Убер вливали тонны денег ради прихода в регионы России, а затем понижали стоимость поездок оптимизацией алгоритмов, акциями и банальным демпингом. Цель — рост заказов, статистики, достижения красивых числовых показателей на плечах водителей.

Теперь, будучи без малого монополистом на рынке онлайн-такси, новая компания Яндекса (и никак иначе при владением >50% контрольного пакета) может восстановить «справедливость» за одну ночь.

Достаточно лишь изменить алгоритмы расчёта стоимости в обоих сервисах. То есть банально повысить цены.

При сохранении старых условий (зависит от суммы, от 0% до 25% стоимости заказа уходит Яндексу), водители начнут получать больше, перестанут возить народ на износ. В теории это повысит качество услуг и вернёт более-менее справедливый расчёт –, а заодно сделает твои поездки чуть приятнее. Злой бедный водитель хуже сытого и довольного.

Вот только обычным юзерам, вроде меня, это совсем не понравится. Тут нет никакого облегчения или оправдания кроме надежды, что машины станут чище, а водилы — адекватнее.

yataxi-1.jpg

Совместная работа Uber и Яндекс.Такси на данный момент не даёт ничего действительно полезного для пассажира, разве что теперь Uber в других странах можно заказывать через приложение Яндекса. Да и сложно представить какой-либо другой дополнительный профит.

Но куда тебе деваться? Автопарк других онлайн-такси существенно меньше, функциональность приложений часто слабее. Ещё привычку никто не отменял.

Как по мне, вопрос в том, пойдёт ли Яндекс на повышение тарифов у себя и в Убере. Моё мнение — пойдёт. На закате дня это бизнес, и после таких обильных вливаний высок соблазн отбить затраты.

Ну, а водителей порадуют по остаточному принципу.

Поэтому не удивляйтесь, если через месяц-другой ваш обычный маршрут внезапно подорожает в полтора-два раза. А мы рядом с безлимитным мобильным интернетом запишем ещё одну жертву руин конкуренции — дешёвое такси.

P.S. Руководитель Яндекс.Такси Тигран Худавердян заявил, что цены в обоих приложениях останутся прежними. Вот только доказать это с учётом сложности алгоритмов будет крайне сложно.

Свежие горячие яблоки: Facebook, ВКонтакте и Telegram

©  iphones.ru