Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы
Обсудить 0
Приветливый англичанин радостно демонстрировал схемы работы комплекса, показывал макет и рассказывал про это оружие. На картинках все действительно выглядело замечательно: Fire Shadow размером с человека выстреливался из установки, напоминающей систему реактивного залпового огня. Через некоторое время отделялся стартовый реактивный двигатель, выдвигались крылья, и боеприпас превращался в небольшую крылатую ракету с винтовым двигателем в хвосте, которая на скорости 150−300 км/ч летела в сторону неприятеля, преодолевая расстояние около 100 км. После прибытия в район патрулирования боеприпас начинал барражирующий полет на высоте до 4,5 км, высматривая цель и передавая информацию в командный пункт. Висеть он мог до шести часов и в случае обнаружения цели и получения команды на уничтожение пикировал на противника с 200 кг взрывчатки на борту. В общем, как убедительно говорили англичане, это оружие ближайшего будущего. Еще несколько лет о барражирующих боеприпасах было довольно много сведений, но потом поток информации практически иссяк. А когда мы решили поинтересоваться у Министерства обороны, что можно написать об их разработке, нас попросили держаться подальше от этой темы. Значит, решили мы, самое время делать материал.
Fire shadow Английский долгострой. К работам над барражирующими боеприпасами Великобритания приступила еще в 90-х годах прошлого века, а с начала нынешнего периодически показывает прототипы на различных выставках вооружений. К 2013 году страна потратила на разработку Fire Shadow более 200 млн фунтов, однако никаких данных об их боевом использовании до сих пор нет.
Они были первыми
Главное преимущество барражирующих боеприпасов — быстрое реагирование для атаки скрытых целей, появляющихся на короткое время, без развертывания дорогостоящих высокоточных комплексов вблизи позиций противника. Дополнительный плюс — более избирательное целеуказание, а также возможность быстрой отмены атаки. Этот вид вооружения призван заполнить нишу между крылатыми ракетами и ударными беспилотниками, стоимость которых не опускается ниже миллиона долларов. Цена барражирующих боеприпасов является критически важным параметром: они должны быть в первую очередь дешевыми.
Родоначальниками этого вида боеприпасов стали компактные системы, предназначенные для вывода из строя систем ПВО противника. Типичный пример подобной системы — израильский самонаводящийся самолет-снаряд Harpy, разработанный компанией IAI в далеком 1989 году. По сути, это была классическая противорадиолокационная ракета с 15-килограммовой боевой частью и пассивной головкой самонаведения на источник электромагнитного излучения, способная около шести часов висеть в предполагаемом районе дислокации системы ПВО и мгновенно атаковать при включении радаров. В начале 2000-х появилась идея расширить диапазон поражаемых целей. Первые изделия представляли собой либо ракету с крыльями и винтовым маршевым двигателем — например, упоминавшаяся выше британская разработка Fire Shadow, либо небольшой классический беспилотник с интегрированной боевой частью, как наиболее известный израильский барражирующий боеприпас Harop. Последний является более продвинутым вариантом Harpy — с измененным планером и продвинутой оптико-электронной головкой самонаведения. Героем Harop стал в апреле 2016 года, когда парой таких боеприпасов азербайджанские военные уничтожили автобус с новобранцами у штаба армии Нагорно-Карабахской Республики, а видеозапись одной из атак набрала около 140 000 просмотров в сети.
Harop
Fire Shadow, несмотря на приличное финансирование (около 207 млн фунтов) со стороны правительства Великобритании, не может похвастаться реальным применением. Вдобавок ему не удалось продемонстрировать явного преимущества перед ударными беспилотниками: Fire Shadow никак нельзя назвать дешевой альтернативой.
Тем не менее география использования барражирующих боеприпасов постепенно расширяется: по некоторым данным, они входят в арсенал как минимум 14 стран. В основном это разного вида модифицированные беспилотники, повторяющие все тот же Harop. Например, Азербайджан выпускает по израильской лицензии барражирующий боеприпас «Орбитер-1K» («Зарба»), переделанный из БПЛА Orbiter 2. А боеприпасы Warmate польской компании WB Electronics, по некоторым данным, в небольшом количестве появились на вооружении украинской армии в Донбассе. Однако все это вчерашний день.
Orbiter-1K
Прогнозы и разработки
Нам удалось на условиях анонимности поговорить с некоторыми разработчиками барражирующих боеприпасов, и они поделились взглядами на перспективные пути развития этого вида вооружения. За прошедшие два десятилетия значительно уменьшились габариты и снизились цены на главные компоненты: оптические и тепловизионные сенсоры, аккумуляторы, полетные контроллеры и даже боевые части. Это позволило делать более дешевые и эффективные боеприпасы. В ближайшее время ожидаются еще более емкие и легкие серно-литиевые аккумуляторы. Электромоторы полностью вытеснят двигатели внутреннего сгорания, так как главный параметр, над улучшением которого работают конструкторы, — незаметность, в том числе и акустическая, и тут электромоторы вне конкуренции. К тому же электромоторы легче, компактнее и дешевле.
В области аэродинамики прогнозируется отход от широко распространенных самолетных схем в пользу X-образного оперения. Именно эту аэродинамическую конструкцию использует израильская компания UVision в своей линейке барражирующих боеприпасов Hero. У самолетной схемы есть один принципиальный недостаток: боеприпас хорошо маневрирует по одной оси и не очень подвижен по другой, что снижает результативность атаки движущейся цели. X-образная схема крепления аэродинамических поверхностей, характерная для ракет, лишена этого недочета.
HERO-400EC Новейший боеприпас производства израильской компании UVision демонстрирует самую перспективную аэродинамическую схему с X-образным оперением. Такое расположение аэродинамических поверхностей позволяет эффективно маневрировать во всех плоскостях, что особенно важно при атаке подвижных целей.
UVision считается восходящей звездой в области барражирующих боеприпасов, и многие разработчики ориентируются как раз на израильтян. Компания сегодня предлагает самую большую линейку новейших двухрежимных (разведывательных и боевых) систем для армии, авиации и флота как ближнего, так и дальнего радиуса действия.
Самая маленькая трехкилограммовая переносная электрическая система Hero-30 может барражировать всего полчаса и несет полукилограммовую боевую часть. Самая последняя разработка — 40-килограммовый полностью электрический Hero-400EC, который пришел на смену бензиновому Hero-400. Новый боеприпас имеет максимальный радиус действия 150 км, способен держаться в воздухе не менее двух часов, а 10-килограммовая боевая часть позволяет поражать самые разнообразные цели.
К недостаткам аэродинамической схемы Hero специалисты относят вынесение органов управления (элеронов) на основные крылья, что усложняет конструкцию. Уже сейчас есть более интересные схемы с управляемыми стабилизаторами.
Израильтяне демонстрируют и наиболее правильную экономическую модель — выпуск барражирующих боеприпасов максимально большой серией, что неизбежно приводит к стремительному снижению стоимости производства. И конечно, новые боеприпасы нужно активно экспортировать. Современная электронная начинка подобной техники полностью исключает применение этого высокоточного оружия по своей территории: в блоке управления достаточно прописать запретные для полета области, как сегодня поступают, например, с коммерческими беспилотниками. Остается надеяться, что в нашем следующем материале про этот новый тип вооружения мы сможем поведать и о российских разработках. И поверьте, там есть о чем рассказать.
Будем ли мы в ближайшие десять лет летать на сверхзвуковых или гиперзвуковых самолетах? И как в это время изменится авиация?
Михаил Погосян, авиаконструктор, ректор МАИ, возглавлял ОКБ Сухого и РСК «МиГ»
«В ближайшие 10 лет — не будем. Около 30 лет назад в авиации рассматривалась такая развилка: комфортные дозвуковые самолеты с большой дальностью полета или сверхзвуковые бизнес-джеты. Компания «Сухой» в то время прорабатывала с Gulfstream Aerospace Corporation различные варианты создания сверхзвукового самолета бизнес-класса. Победила концепция меньших рисков. Сегодня появление сверхзвуковой машины зависит от успешного решения целого ряда вопросов: создания двигателя для полетов на крейсерском сверхзвуке, решения проблемы звукового удара, внедрения синтетического зрения и расчета экономической эффективности проекта.
В мире установилась монополия Airbus и Boeing. Стимулов для внедрения инноваций стало меньше: зачем рисковать? Есть одна аэродинамическая схема — низкоплан с двумя подкрыльевыми двигателями, и она будет доминировать ближайшее десятилетие.
Функционал бортового оборудования меняется значительно быстрее. Самолеты, по сути, встроены во всемирную информационную систему и могут «смотреть» на мир «глазами» других самолетов. Благодаря искусственному интеллекту на борту скоро останется один пилот, контролирующий технику. Растет использование электричества в авиации. Концепция так называемого более электрического самолета станет важным фактором развития авиации».