Древнейший предок всех живых существ обитал в горячих источниках

Исследователи по всему миру до сих пор пытаются получить достоверные сведения о том, как зародилась жизнь на нашей планете. Благодаря новым открытиям биологов у нас наконец появилось более полное представление того, на что были похожи самые первые формы жизни.

В течение многих лет ученые строили догадки о том, как выглядел последний всеобщий предок (англ. last universal common ancestor, LUCA) бактерий и архей, двух из трех основных групп живых организмов (эукаритоты, как предполагается, отпочковались позже). Увы, у нас нет машины времени, чтобы вернуться в прошлое и увидеть все своими глазам, однако мы можем частично приблизиться к ответу на этот вопрос с помощью генетики.

Группа ученых под руководством Уильяма Мартина, эволюционного биолога из Дюссельдорфского университета имени Генриха Гейне (Германия), сегодня опубликовала свои исследования в Nature Microbiology. Исследователи проанализировали более 6 100 000 белков, кодирующих гены, и идентифицировали 335 генов, которые по их мнению присутствовали у LUCA. Мартин надеется, что сможет выявить на основе природы этих генов информацию о том, на что была похожа жизнь древнейшего организма. Читать далее

«Я был так поражен результатами, что просто не мог поверить своим глазам!», заявляет ученый в интервью The New York Times. «Судя по всему, LUCA жил в горячей бескислородной среде, питаясь минералами, которые были там в изобилии». Другими словами, это очень похоже на горячие источники.

• LUCA, по мнению ученых, находился в самом начале эволюционного древа

В сопровождающем документе биолог Джеймс Макинерни пишет: «Когда мы рассматриваем метаболизм LUCA, то видим, что он обадал доминирующим (на тот момент) и наиболее эффективным видом обмена веществ на планете до того, как расплодились бактерии и археи. Результаты нашего исследования добавляют интриги в понимание того, как выглядела жизнь 4 миллиарда лет назад».

Впрочем, эти выводы весьма спорны. В то время как Мартин считает, что LUCA может быть тем самым организмом, чья эволюция в дальнейшем породила всю жизнь на Земле, другие ученые уверены, что первая жизнь зародилась в неглубоких бассейнах с хорошим доступом солнечного света, а гены, которые идентифицировал Мартин, принадлежат другому существу — старейшему из известных на сегодняшний день общему предку, но не самой первой форме жизни на планете.