Древнейшие моллюски были похожи на шипастых слизней

Моллюски живут на нашей планете уже очень давно, и их разнообразие поражает как ученых, так и простых обывателей. Ископаемые останки древних моллюсков, впрочем, свидетельствуют о том, что предки современных мягкотелых выглядели просто ужасно: больше всего существо напоминает гибрид ежа и слизня.

Разнообразие современных моллюсков весьма велико: от осьминогов до устриц, от улиток до слизней — все это многообразие поражает воображение. Из-за обилия видов, ученым всегда было сложно даже предположить то, как могли выглядеть предки нынешних моллюсков. Но недавно в юго-восточной части Марокко было обнаружено несколько ископаемых, возраст которых составляет 480 миллионов лет. Эти останки принадлежат древним моллюскам, которые, судя по всему, напоминали покрытых щетинистыми наростами слизней, чья голова была покрыта твердой оболочкой не больше ногтя взрослого человека.

Палеонтологи поместили существо в новый род под названием Calvapilosa («волосатое темя» или «волосатый затылок» на латыни). Диаметр полых окаменелостей составляет от 16,7 до 68,3 миллиметров, но некоторые фрагменты намекают на то, что животные вырастали до 120 мм в длину. Об этом исследователи сообщают на страницах журнала Nature. Верхняя часть тела животных покрыта толстым слоем кожи с мелкими хитиновыми пластинами, из которых, в свою очередь, топорщатся длинные полые шипы. Вероятно, материал, из которого состоят иглы — это тот же хитин, что мы можем наблюдать у современных креветок.

Существо обладало мускулистой ногой, как у улитки, и радиальное ротовое отверстие, в котором насчитывается как минимум 125 зубов. Мелкозернистый песчаник, в котором были обнаружены ископаемые, по всей видимости не подвергался воздействию сильных волн или течений, поэтому исследователи предполагают, что животные обитали на глубоководье.

Исследователи отмечают, что Calvapilosa не был самым старым существом в его примитивной родословной, но на данный момент он является самым известным, поскольку окаменелости его ближайшего родственника крайне фрагментарны и с трудом поддаются анализу. Предыдущие исследования показали, что моллюски как самостоятельный тип начали развиваться примерно 535 миллионов лет назад. Хотя ранние исследования предполагали, что у них не было внешнего каркаса, новые результаты намекают на то, что самые древние виды все-таки обладали примитивным подобием экзоскелета, сделанным из карбоната кальция.