Древнейшие ископаемые: 3,77 миллиарда лет на Земле была жизнь

Международная группа исследователей утверждает, что обнаружила окаменелости, возраст которых составляет по крайней мере 3,77 миллиарда лет — что делает их старейшими окаменелостями в мире. Это открытие пролило немало света на то, как зародилась жизнь на Земле и как она могла бы зародиться на других планетах.

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature, предоставляет прямые доказательства микробной активности в вокруг древних гидротермальных жерл. Найденные, а пляже в северо-западной части провинции Квебек, окаменелости датируются поразительными 3,77 миллиардами лет — то есть спустя меньше чем миллиард лет после формирования Солнечной системы и нашей планеты! Это открытие позволяет предположить, что обитаемые условия появились в истории Земли очень рано, выделяя кажущуюся легкость, с которой жизнь способна формирующейся будь то на нашей планете или где-то еще.

Где и когда на нашей планете впервые появилась жизнь, для ученых остается загадкой. Исследование показало, что некоторые из самых ранних обитаемых сред сформировались вокруг теплых гидротермальных источников на дне океана. Вполне вероятно, что именно здесь и появились первые очаги органической жизни. Более того, подобные источники в свое время были и на Марса, и до сих пор могут быть в подземных океанах Европы и Энцелада.

• Микрофоссилии — это следы древнейших микроскопических организмов в ископаемой породе

До сих пор самыми старыми считались окаменелости, найденные в западной части Австралии и датированные 3,46 миллиардами лет. Новые микрофоссилии, которые на 300 миллионов лет старше, теперь считаются самыми древними следами жизни на Земле. Международная группа ученых под руководством исследователей из Университетского колледжа Лондона обнаружила находку в Nuvvuagittuq Supracrustal Belt (NGB) в Квебеке. Этот отдаленный регион провинции содержит фрагменты одних из самых древних осадочных пород Земли (сформировавшихся 3,7 — 4,2 млрд. лет назад), где были обнаружены следы окаменелых микробов. Они были заключены в кварцевых слоях на месте того, что когда-то было гидротермальной скважиной на морском дне, которое нагревало богатые минералами воды. Доминик Папино и Мэтью Додд, ведущие авторы исследования, исследовали камни и смогли идентифицировать крошечные ходы и трубчатые «норы» как образования, в свое время созданные протобактериями.

С помощью лазерной визуализации, ученые первым делом исключили небиологическое происхождение окаменелостей (такими, к примеру, могли оказаться просто перепады температуры и давления во время формирования породы). Более того, трубчатые структуры из гематита ученые видели и ранее, на других фрагментах морского дна с гидротермальной средой. Важно отметить, что сами ископаемые были обнаружены вместе с другими минералами, такими как апатиты и карбонаты, которые тоже часто связаны с ископаемыми. Все это указывает на гематит — минерал, который формируется после того, как бактериальная колония поедает все доступные ей пищевые ресурсы и каменеет.

• Когда-то эти комки были протомикробами, обитавшими в теплой гидротермальной среде
    Нить гематита прикреплена к скоплениям железа
    Когда-то эти комки были протомикробами, обитавшими в теплой гидротермальной среде

«Мы нашли нитевидные и трубчатые каналы внутри структур сантиметрового размера, а также сферические образования (т. н. «розетки» и «гранулы»), которые, по нашему мнению, являются продуктами гниения», поясняет Папино.

Конечно, трудно сделать какие-то конкретные выводы на основании одного единственного образца. Однако если теория ученых верна, это означает, что зарождение жизни может происходить уже на раннем этапе развития планеты. Условия для этого могут быть куда более сложными, чем мы в состоянии оценить на данный момент, но это открытие еще раз вселило в ученых надежду, что и планеты нашей системы, и небесные тела за ее пределами могут стать колыбелью для жизни.