Древнеегипетский папирус хранит древнейшие обвинения в харрасменте
В Британском музее хранится трехтысячелетний папирус с жалобами на непристойное и грубое поведение мастера Панеба, жившего в небольшой деревеньке мастеров и художников под столицей тогдашнего Египетского царства Фивами (совр. Луксор). Документ носит имя Генри Солта — коллекционера, который купил его у торговцев в Луксоре в начале прошлого века. В конце двадцатых египтолог Ярослав Черны перевел документ на английский, и с тех пор папирус Солта известен как древнейший документ, рассказывающий историю о мужчине, злоупотребляющим своим положением и наносящим обиду женщинам. Западные СМИ вспоминают о древнем документе в 2018 году, когда обвинения, выдвинутые против мастера Панеба, звучат так, как будто взяты из заголовков прошлогодних газет.
Документ описывает злодеяния Панеба довольно подробно. Днем он работает над украшением фараоновой пирамиды в Сет-Маат (совр. Дейр эль-Медина, некрополь и поселение мастеров и рабочих). По вечерам он стучит камнем в двери домов рабочих — строителей пирамид, завязывает массовую драку, в ходе которой наносит побои девятерым, угрожает убийством. Автор папируса, коллега Панеба по имени Аменахт, обращается к визирю. Он обвиняет Панеба в том, что тот отнял у него работу, ворует предназначенное для украшения храмов и царских гробниц, оскверняет священную землю, лжет под присягой, заставляет рабочих фараона работать на себя и спит с замужними женщинами.
Папирус Солта. Прибл. 1200 г. до н.э.
У Аменахта были основания не любить Панеба; оба были выдающимися ремесленниками, а следовательно — конкурентами; к тому же Аменахт пишет, что Панеб угрожал убить своего наставника Неферхотепа — старшего брата Аменахта, за что был бит слугами визиря. Подробно сложности их взаимоотношений описываются на портале Narrative.ly. Но предвзятость автора не отменяет значения документа, считают многочисленные историки, работавшие с папирусом — в частности, потому, что, кроме прочего, Аменахт обвиняет Панеба в преступлениях сексуального характера, жертвами которых стали четыре замужние женщины. Эти обвинения стоят в ряду с другими как основание отстранить Панеба от его должности; для древности это большая редкость, отмечают ученые.
Именно брачный статус жертв делал преступления Панеба таковыми в глазах современников, считает Джанет Джонсон, египтолог из Чикагского университета. «Сексуальные отношения вне брака в Древнем Египте не регулировались общественными нормами, но после замужества или женитьбы оба супруга должны были хранить верность друг другу», — пишет она. Подробнее обвинения Аменахта анализируются в книге Паскаля Вернуса «Скандалы и интриги Древнего Египта» (Affairs and Scandals in Ancient Egypt).
«Панеб не заслуживает своей должности», — заключает обвинитель. Дальнейшая судьба обоих неизвестна. В конце концов его место занял другой мастер, Аанахт; в позднейших документах упоминаются потомки Панеба, все так же возводившие и украшавшие пирамиды, хотя и не достигшие того высокого положения, которое быстро занял в свое время сам злодей Панеб.