Донат в мобильных играх: как не платить, если заставляют, и не мучиться упрёками совести

222369.gifНедавно разработчик очаровательной мобильной викторины «Вспомни 90-е» затеял эксперимент: не брать стартовых сумм за приложение, не маячить назойливыми просьбами о микроплатежах, а просто попросить денег, когда игрок ответит на последний вопрос в приложении. Мол, моя игра же вам понравилась — ну так отсыпьте по-братски. За месяц эксперимента создатель заработал чуть больше трёхсот долларов — и это с учетом, что «Вспомни 90-е» имела космический пользовательский рейтинг.

Донат в мобильных играх: как не платить, если заставляют, и не мучиться упрёками совести

Как вы понимаете, потенциально самая честная и справедливая модель — кто хочет, тот и заплатит — в играх (да и вообще в мире) не работает; авторам приходится всячески извращаться, чтобы выбить из вас как можно больше денег. Предлагаем рассмотреть, как это делается, и есть ли у нас шанс избежать хитро расставленных монетизационных ловушек. И если всё-таки есть — насколько корректно по отношению к разработчику и другим игрокам их обходить.

Как это работает Если вам знакомо слово «донат», то вы либо большой поклонник русского писателя Сергея Донатовича Довлатова, либо хоть раз запускали «условно-бесплатную» игру. В последнем случае вам рано или поздно (скорее рано) предлагали за что-нибудь заплатить: кристаллы, люксовую валюту или ускорение строительства. Таковы условия — скачивая бесплатное приложение, вы как бы соглашаетесь: окей, сейчас вы начнете меня прессовать, а я всячески увиливать.

Донат в мобильных играх: как не платить, если заставляют, и не мучиться упрёками совести

На самом деле — не сейчас. Все free-to-play проекты крайне миролюбивы поначалу. Вам открывают дивный новый мир и буквально за ручку водят: смотри, здесь у нас ратуша, здесь кузница, здесь покупают улучшения — возьми парочку за наш счет —, а здесь другие пользователи хвастаются рекордами. Первые два, три, четыре, пять часов в условно-бесплатной игре — рай на Земле: бараки в Clash of Clans строятся пачками, уровни в Candy Crash Saga пролетают один за другим, мускулистые боксеры в UFC складываются пополам от первого же удачного хука. Разработчики действуют, простите за сравнение, как матёрые барыги: доступной дозой подсаживают клиента на товар. Когда он уже втянулся, и начинает утро с бодрящего похода за новой порцией, то самое время делать деньги.

Отныне начнется то, что создатель Mafia Wars называет «Fun Pain» — то есть, веселье через боль. Вам перекроют кислород. Пройти новый этап в недавно милой и податливой Candy Crash Saga будет чертовски сложно, соперники в Clash of Clans начнут ежедневно грабить вашу деревушку, а огромные негры из UFC вытрут вашим героем пол. До блеска. При этом, на экране регулярно замелькает заманчивое предложение: всего за [умеренное количество долларов] можно поправить положение. Торопись!

Донат в мобильных играх: как не платить, если заставляют, и не мучиться упрёками совести

Тут вступают в силы новые интересные нюансы. Во-первых, заметьте — напрямую победу никто не продаёт. Нет, всегда действует очень хитрая конверсия и разница курсов. За реальные деньги вы не получаете чего-то осязаемого — вы получаете, почти всегда, валюту. Таким образом геймера запутывают, искусственно усложняя простую, в общем-то, сделку. Отдать триста рублей за нового юнита вы, наверное, и не решились бы —, а вот за пару тысяч монет (как раз хватит на того самого юнита) — ну, почему бы и нет.

Во-вторых, чем чаще игрушка щёлкает по носу пользователя и не дает себя пройти, тем сильнее ему хочется это сделать. Эту вариацию стокгольмского синдрома Флориан Штайнхофф, продакт-менеджер компании Wooga, сделавшей сверхуспешную Jelly Splash, назвал «FUUU-фактором». Суть в том, чтобы соблюсти идеальный баланс между обычными попытками пройти сложный уровень и попытками, когда почти удалось это сделать.

Донат в мобильных играх: как не платить, если заставляют, и не мучиться упрёками совести

Благодаря правильно настроенному FUUU-фактору, можно не просто обломать зубы игрока об очередной уровень, но сделать вид, будто его зубы почти прокусили неприступный бастион — нужно было только ещё чуть-чуть постараться. А когда виртуальная Бастилия таки рухнет (не исключено, что сраженная силой деньзнаков) — запустить штук пять нарочито простых этапов. Мол, пусть отдохнет. Ну, а потом опять — на штурм.

Благодаря таким американским горкам у будущего дойного кошелька разработчиков выстраиваются с игрой сложные отношения. Он её и любит, и ненавидит, и злится, и готов проклясть, а потом простить, но, тем не менее, каждый раз возвращается — потому что ему никогда не будет скучно. Идеально настроенный FUUU-фактор, помноженный на эмоциональность пользователя, приводит к таким вот очаровательным твитам.

Донат в мобильных играх: как не платить, если заставляют, и не мучиться упрёками совести

Можете мысленно прикинуть, сколько микроплатежей эта несдержанная, но целеустремлённая девушка сделала в процессе прохождения. Думается, много.

Что с этим делать Как видим, создатели самых доходных тайтлов работают уже не с позиции девелоперов —, а с позиции хитрых манипуляторов, тонких психологов, готовых в любую секунду отщипнуть от вас пару баксов за любую слабость. Допустим, вы не хотите быть жертвой манипуляций. Или у вас нет пары лишних купюр. Или есть, но какого черта вы должны их отдавать? А игра, тем не менее, вам чертовски нравится — например, Mortal Kombat X, в который вы залипаете каждый обеденный перерыв. Ну, или залипали бы, если б не двадцать безуспешных попыток навалять одновременно Соне Блейд, Китане и Скорпиону.

Донат в мобильных играх: как не платить, если заставляют, и не мучиться упрёками совести

На самом деле почти любую, простите, «донатноориентированную» игру можно пройти без вложений. Непонятно — разработчики специально оставили лазейку самым упорным или просто не смогли залатать все дыры. Самый простой метод срубить внутренней валюты — это внимательно следить за акциями. Десяток кристаллов за хорошую отметку в App Store (ладно вам, там и без вашего купленного отзыва заоблачный рейтинг), два десятка за пост в социальных сетях, три — за исправно отсмотренный видеоролик. Глядишь, уже горстка драгоценностей скопилась, а банковская карточка так и осталась лежать девственно неприкосновенной.

Другой метод — более сложный, но эффективный — изучить геймплей, обнаружив там слабые стороны. Просто представьте, что никаких микроплатежей нет, и быть не может. Надеяться можно только на свои силы — как надеялись четверть века назад, сжимая контроллер «Денди» (тамошние игрушки по сложности затолкают на дальнюю парту самые жадные и трудные мобильные проекты).

[embedded content]

Лучше всего для такого не-дам-ни-копейки-прохождения подойдет вторая часть Plants vs Zombies. Когда она вышла, множество рецензентов радостно отметили — можно не платить! Аудитория такое мнение не разделяла: ну как не платить, когда откровенно выбивают? А штука в том, что игровые журналисты (особенно со стажем) — народ, привыкший к трудностям по ту сторону экрана. Если они проигрывают, то не тянутся к кредитке, а меняют тактику, анализируют ошибки и вновь рвутся в бой. И так — пока под напором агрессивной флоры не сгниёт последний зомби.

Донат в мобильных играх: как не платить, если заставляют, и не мучиться упрёками совести

Сразу стоит заметить — такой способ не для нетерпеливых. Придётся часто терпеть фиаско, начинать всё снова, получать удар по самолюбию (какая-то трехкнопочная аркада надрала зад обладателю «платины» в Bloodborne, ну надо же) и много думать — где в этом моменте был неправ. Непросто, да — ну, а бесплатные развлечения никогда и не были простыми.

А это вообще честно? Со временем самых ответственных граждан может уколоть совесть — правильно ли поступаю? С детства все твердили, что любой труд должен быть оплачен. А сейчас, получается, кого-то обманываю: игру скачал за просто так, в ней тоже ничего не покупаю — всё своими силами. Получается, авторы её подарили — хотя, вроде бы, договаривались о других условиях.

Донат в мобильных играх: как не платить, если заставляют, и не мучиться упрёками совести

Во-первых, не вы один едите сыр из мышеловки, которая почему-то не захлопнулась — Mail.ru Group и NewZoo недавно провели исследование, где выяснили, что доля платящих мобильных игроков составляет 28%. Цифра спорная и, скажем, руководитель направления взаимодействий с разработчиками Creative Mobile считает её завышенной, и приводит в пример данные компании Swrve: платят не более 1,5% опробовавших продукт. Кому верить — решать вам, но в любом случае количество действительно платящих геймеров малочисленно. Малочисленнее только игроки, проходящие мобильные проекты до конца.

Во-вторых, считайте отказ от платежей вашей регалией — вы её заслужили. Чем? Да хотя бы бесперебойными попытками пройти этот чертов уровень в Frozen Free Fall. Играть без доната в f2p-приложения — точно такая же работа, как этот донат из аудитории вытягивать. Так что воспринимайте незадействованную кредитку как награду за труды.

Донат в мобильных играх: как не платить, если заставляют, и не мучиться упрёками совести

Но если этический вопрос в отношении разработчиков ещё можно сгладить и ретушировать, то как себя вести с остальными людям — непонятно. Строите вы свою деревушку в Clash of Clans (Rival Kingdoms, War of Nations, The Hobbit, не важно), как приходит какой-нибудь «I\ICTREb! TEI_666» и разваливает всё к чертям. Юноша, безусловно, половину ресурсов скупил за «реал», накопленный с карманных заначек, и активно пользуется этим преимуществом.

Вы, скорее всего, зарабатываете больше «Истребителя» и при желании можете запульнуть в игру пару сотен условных единиц, укатав подростка в асфальтовую крошку. Но вас вряд ли поймут дома и в банке, куда ежемесячно надо отдавать кредит. И не очень ясно — кто в этой ситуации в итоге прав: парень, отдавший на алтарь легкой победы единственные свои деньги, но, вроде как, играющий по правилам, или взрослый человек, добивающийся всего своим трудом и усердием.

Донат в мобильных играх: как не платить, если заставляют, и не мучиться упрёками совести

Правых здесь, наверное, и нет — оба действуют в рамках того, что предложила игра; оба идут к успеху своим путём. У каждого он разный и по-своему тернистый —, но итоговая цель одна: получить как можно больше удовольствия при меньших тратах. А будет ли эта трата денег, времени или нервов — решение каждого отдельно пойманного на удочку пользователя очередного прибыльного таймкиллера.

Как вы относитесь к сиквелам в играх? Отлично, люблю продолжения

Положительно, только если сиквел хороший

Плохо, продолжения всегда хуже оригинала

Я не знаю, что такое сиквел

 

Автор текста: Илья Божко

Источник:  4pda.ru

©  4PDA