«Дни промышленного дизайна в Сколково»: будущее проектируется сегодня

7eeddd0510996c1dbe4c6b26a81b9e9c_ce_2000

В июне этого года во второй раз Сколково станет площадкой, где встретятся эксперты со всего мира, предприниматели и молодые дизайн-команды. Вице-президент Фонда Сколково Елена Зеленцова рассказала о миссии фонда, программе и ожиданиях от проекта.

  • Редакция

    Разыгрываем гироскутер от Polaris: подводим итоги!

  • Редакция

    Разыгрываем приз от Lego Star Wars: подводим итоги!

Какие цели стоят перед проектом «Дни промышленного дизайна в Сколково»?

Дни промдизайна органично связаны с целями самого Сколково: для нас важно, чтобы те предприниматели и те наукоемкие высокотехнологичные бизнесы, которые мы поддерживаем, были конкурентоспособны. Инновационный центр «Сколково» — это будущий город, инноград, где не только работают, но и живут, проект «Дни промышленного дизайна в Сколково» для нас один из основных, но не единственный.

Промышленный дизайн — неотъемлемая часть совершенствования продукта и его коммерциализации, без качественного и функционального дизайна невозможно продвинуться на современных рынках, поэтому он в фокусе нашего внимания. Кластеры инновационного центра работают по направлениям: биомед, агро, ядертех, космос, IT. Мы стремимся к тому, чтобы в Сколково появлялись конкурентоспособные продукты, как с точки зрения научных и технологических решений, так и с функциональной.

Есть мнение, что основной заказчик в России по‑прежнему государство, но маленьким фирмам сложно пройти процедуру госзаказа. Вы будете помогать небольшим командам их получить?

Сколково — госпроект, финансируемый Российской Федерацией, а наши резиденты — это независимые частные бизнесы. Говоря про развитие промышленного дизайна в России, мы не имеем в виду господдержку, госсубсидии или гранты, мы подразумеваем, что дизайнер и предприниматель должны находить друг друга и продуктивно работать вместе. Партнерства, которые складываются на нашей площадке, выгодны и дизайнеру, и предпринимателю, а главное — они полезны потребителю, который в итоге получает качественный продукт за адекватную цену.

Сегодняшняя проблема промышленного дизайна в России — это не отсутствие господдержки, о которой у нас любят говорить, а построение общего языка между заказчиком и исполнителем. Предприниматель думает, что дизайн — это просто «сделать красиво», а дизайнер сокрушается, что клиент его не понимает. В рамках «Дней промышленного дизайна в Сколково» в 2016 году мы опробовали новый формат «Школа клиента» — это воркшоп от практикующих экспертов, которые делятся рекомендациями и техниками эффективного диалога, кейсами из своего опыта.

Могли бы вы привести удачные примеры из прошлого года? Кто встретился на вашей площадке?

Дизайн-хакатон, который мы проводим в рамках «Дней промышленного дизайна в Сколково» дает нам возможность представить дизайнеров и предпринимателей друг другу. В 2015 году в рамках хакатона команда участников помогла резиденту Сколково создать новый дизайн для домашнего робота, продукт стал конкурентоспособным. Есть история 2016 года, уже достаточно известная, — это сотрудничество команды БВШД и компании «Моторика», их продукт — бионические протезы для детей. Сейчас об их разработках много говорят и пишут, их успех в значительной мере обоснован эффективным дизайном. Другой резидент Сколково — «Медицинские нанотехнологии» — подписал контракт с командой из Бауманки. Эти примеры приводят к пониманию того, что уникальность продуктов, которые делают наши резиденты, может быть дополнена дизайн-разработками сторонних команд, которые, в свою очередь, получают опыт и реальные контракты на работу.

Какие мощности технопарка будут задействованы в этом году? Стартапы, не являющиеся резидентами, могут принять участие в проекте?

Программа «Дней промышленного дизайна в Сколково» будет строиться вокруг пяти сколковских тем: робототехника, космос, биомедицина, транспорт и агротехнологии. На площадке технопарка пройдет трехдневный дизайн-хакатон, состоится «Школа клиента», будут интересные лекции российских и зарубежных спикеров. Мы ждем представителей технологических стартапов и промышленных дизайнеров, а также всех, кому интересна тема промышленного дизайна. В Инновационном центре «Сколково» мы проводим довольно много событий, которые открыты не только для профессионального сообщества, но и для широкой публики. «Дни промышленного дизайна в Сколково» не исключение, попасть в технопарк можно, просто пройдя онлайн регистрацию на событие. Технопарк Сколково — крупнейший в Европе, его центральная площадка Атриум — это 10 000 квадратных метров — станет общественным пространством с 27 по 29 июня.

К участию в дизайн-хакатоне мы приглашаем молодых промдизайнеров, чтобы работать с реальными продуктами, студентов ведущих московских университетов и дизайн-школ (БВШД, Бауманка, Политех). 28 июня будут проходить «Школа клиента», пленарные сессии, публичные лекции, дискуссии. 29 июня состоится лекция легендарного космического дизайнера Галины Балашовой, пройдут дискуссии о транспорте без водителей, 3D-технологиях, и конечно, будут обсуждаться все темы, которые важны для дизайнеров и производителей, — новые материалы, современные подходы к проектированию, интерфейсы.

По какому критерию отбираются иностранные спикеры и участники программы «Дней промышленного дизайна в Сколково»?

У нас есть партнеры, с кем Сколково уже работает, и запросы от наших резидентов. Нам не хочется повторяться, хочется слышать новые мнения и идеи, обсуждать актуальные примеры и дать участникам возможность делиться и получать современный опыт. Мы все время расширяем круг наших спикеров, и зарубежных, и российских, приглашаем технопарки со всей страны, нам очень важна их экспертиза. В прошлом году в рамках проекта прошла отдельная сессия, посвященная работе с регионами и их опыту. В 2016 году с нами были Казань, Урал, Дальний Восток, С.-Пб, Новосибирск, Центральная Россия, кроме технопарков были и другие интересанты — дизайнерские компании, производители, люди, которые погружены в тему промышленного дизайна. Мы надеемся, что в этом году они более активно будут участвовать в программе.

Есть ли у вас конкуренция с Ростехом, который в 2016 году проводил конкурс «Дизайн для российских технологий» в сотрудничестве с ВНИИТЭ?

Мы работаем в партнерстве, мы не конкуренты. Наша цель — это развитие нашей сколковской повестки и наших стартапов. Мы занимаемся темой промышленного дизайна публично, но с очень прагматической стороны. У нас есть сервисы, конкретные компании и резиденты, и наша задача — дать им в руки конкретные инструменты, создать условия для их коммерческого, научного, технологического роста. Мы не единственные в стране, кто занимается темой промдизайна, есть много семинаров, форумов и событий, но для нас — это работа с резидентами Сколково и помощь в развитии их продуктов.

Если говорить про имена и истории, что бы вы назвали удачными проектами российского промдизайна?

С вашего позволения, я уйду от ответа на этот вопрос. Вот по какой причине: к сожалению, в России компании, которые занимаются промышленным дизайном, можно пересчитать по пальцам одной руки. Их деятельность заслуживает уважения, но было бы неправильно выделять кого-то одного и какой-то пример как образцовый. Примеров должно быть несколько сотен, а когда у нас каждый случай — это уже достижение, говорить, что кто-то хорош, а кто-то плох, некорректно. Задача Сколково — рост числа партнерств и их качество. По разным оценкам, весь рынок промышленного дизайна в России составляет не больше 1 500 000 долларов, а в США — 2 миллиарда долларов. Мы должны еще очень много работать, чтобы у нас появился свой Джонни Айв и Apple.

«Дни промышленного дизайна в Сколково» пройдут 27, 28 и 29 июня в Технопарке «Сколково».

Подробная программа события
Регистрация участников

©  Популярная Механика