Digital-школа: как новые технологии пришли в среднее образование

{ «sections»: [{«id»:0, «label»:»\u0413\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f», «name»: «default», «default»: true},{«id»:4, «label»:»\u0412\u0430\u043a\u0430\u043d\u0441\u0438\u0438», «name»: «vacancies», «default»: false},{«id»:3, «label»:»\u0411\u043b\u043e\u0433\u0438», «name»: «blog», «default»: false}] }

Поиск

Написать

Войти

Уведомлений пока нет

Пишите хорошие статьи, комментируйте,
и здесь станет не так пусто

Владимир Гуровиц, руководитель образовательного направления IT&Design в школе для способных детей «Летово» о «цифре», которая меняет (или не меняет) жизнь школьников.

В избранное

В избранном

«Паскалю» — нет, или информатика уже не та

Казалось, что эпоха «Паскаля» на уроках информатики не закончится никогда, но есть хорошие новости. Хотя многие старшеклассники продолжают изучать этот давно устаревший язык, в ведущих школах ему на смену пришел Python — простой в изучении, но современный и востребованный. Школьники, которые готовятся к поступлению в технические вузы, обычно не ограничиваются одним «Питоном» и осваивают C++. Он очень популярен среди олимпиадников — 95% участников Всероссийской олимпиады по информатике решают задачи именно на нем. В некоторых школах в основной курс информатики включают робототехнику, а также язык RobotC, на котором программируют роботов. Это направление у нас в стране хорошо развито, команды российских школьников занимают призовые места на международных соревнованиях.

Кстати, мем о русских хакерах возник не случайно — в России очень сильная школа программирования и самая долгая история преподавания информатики в мире. Уже в 1959 году в некоторых школах Москвы и Новосибирска старшеклассники изучали программирование и теорию информации. Если по другим предметам мы в «Летово» активно перенимаем западный опыт, то в области информатики для нас за рубежом практически отсутствуют референтные школы. В большинстве европейских, американских и даже азиатских программ этот предмет появляется только в старших классах. Более того, преподаватель по IT одной из лучших школ Британии не смог написать рецензию на нашу программу. Он вернул ее с комментарием, что наш уровень 7–9 классов недоступен даже британским старшеклассникам.

На международных олимпиадах по программированию над командами из России и Восточной Европы одерживать победу удается только китайцам. Причем, речь идет о китайцах со всего мира — это не только КНР, но также Тайвань, Сингапур и даже американские команды, полностью состоящие из китайских детей. Но перенять восточный опыт сложно — во-первых, все материалы на китайском языке, во-вторых, коллеги традиционно не готовы делиться наработками, в-третьих, они очень спортивно настроены. Например, перед международной олимпиадой по любому предмету китайских школьников на три месяца отрывают от школы, вывозят в высокогорье и тренируют решать задачи при недостатке кислорода. Так их мозг приучают работать даже при нехватке физических ресурсов.

Уроки труда: 3D-модели вместо табуреток

Компьютеры все больше приходят в классические предметы. Математики используют софт, чтобы визуализировать чертежи. Биологи изучают строение организма уже не по картинкам в учебнике, а по 3D-моделям, которые можно «повертеть», разобрать на части, заглянуть вовнутрь. Хотя в преподавании информатики западные коллеги нас не превосходят, мы охотно учимся у них интегрировать дисциплины.

Предположим, что нам требуется для проведения опытов какой-то физический прибор. Мы изучаем физическое явление, лежащее в основе прибора, проводим расчеты, изготавливаем на станках детали, самостоятельно собираем устройство и используем его на занятиях. Речь идет о трансформации «советских» уроков труда: вместо условной табуретки ученики в школе будущего создают нечто, связанное со всеми остальными предметами, IT-технологиями, 3D-моделированием.

Отличники в социальных сетях

Когда говорят об отличниках или олимпиадниках, обычно представляют типичных ребят «в толстых очках». Такие школьники действительно не смотрят ролики на YouTube, не переписываются на уроках в мессенджерах, а развлекаются шахматами или решением задач.

Но большинство успешных в учебе детей совсем не такие. Они слушают ту же музыку, что и их одноклассники, смотрят те же баттлы — и даже пишут «панчи» для собственных, так же встречаются с друзьями и катаются на сноубордах. Одного из моих учеников до девятого класса мемы интересовали больше, чем программирование, а в десятом он уже выиграл Всероссийскую олимпиаду по информатике.

Интерактивные доски вместо мела

Школа стала электронной. Хорошее учебное заведение стремится анализировать успеваемость учеников, и бумажной версии журнала или дневника для этого явно недостаточно.

В классах появляются интерактивные доски — обычно они похожи на огромный сенсорный планшет, который можно перемещать по классу. Многие учителя пока продолжают использовать их, как традиционные, и часто остаются недовольны — страдает разрешение и скорость реакции сенсора. В последние годы, правда, появляются решения, позволяющие уходить от единой доски и транслировать общую картинку на планшеты или ноутбуки. Но и эту тенденцию поддерживают не все педагоги. Некоторые из них опасаются гаджетов на столах у учеников. Иногда в школах даже можно увидеть такую картину: в задней части класса висит наклонное зеркало, которое отражает все экраны учеников, а учитель контролирует, что на них происходит.

Школьные книги тоже закономерно уходят в «цифру», но их качество пока оставляет желать лучшего — пока продуктов, которые позволят навсегда забыть о традиционных учебниках, на образовательном рынке нет.

Школа сейчас переживает удивительное время. Интерактивные доски соседствуют в классах с задачниками 1976 года выпуска. Пока одни десятиклассники разрабатывают алгоритмы машинного обучения, другие — пишут калькулятор в Delphi. В некоторых школах тестируют очки виртуальной реальности, а в других — в классах информатики стоят ламповые мониторы. И хотя большинство школ пока отстает от тенденций, «цифра» уже поменяла весь образовательный процесс.

{ «author_name»: «Daria Burashnikova», «author_type»: «self», «tags»: [], «comments»: 4, «likes»: 15, «favorites»: 7, «is_advertisement»: false, «section_name»: «blog», «id»:»34067», «is_wide»:» }

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз

Подписаться на push-уведомления

[ { «id»: 1, «label»:»100%×150_Branding_desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet» ], «auto_reload»: true, «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «ezfl» } } }, { «id»: 2, «label»:»1200×400», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «phone» ], «auto_reload»: true, «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «ezfn» } } }, { «id»: 3, «label»:»240×200 _ТГБ_desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «fizc» } } }, { «id»: 4, «label»:»240×200_mobile», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «phone» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «flbq» } } }, { «id»: 5, «label»:»300×500_desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «ezfk» } } }, { «id»: 6, «label»:»1180×250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «h», «ps»: «bugf», «p2»: «ffyh» } } }, { «id»: 7, «label»: «Article Footer 100%_desktop_mobile», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet», «phone» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «fjxb» } } }, { «id»: 8, «label»: «Fullscreen Desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet» ], «auto_reload»: true, «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «fjoh» } } }, { «id»: 9, «label»: «Fullscreen Mobile», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «phone» ], «auto_reload»: true, «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «fjog» } } }, { «id»: 10, «disable»: true, «label»: «Native Partner Desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «clmf», «p2»: «fmyb» } } }, { «id»: 11, «disable»: true, «label»: «Native Partner Mobile», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «phone» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «clmf», «p2»: «fmyc» } } }, { «id»: 12, «label»: «Кнопка в шапке», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «p1»: «bscsh», «p2»: «fdhx» } } }, { «id»: 13, «label»: «DM InPage Video PartnerCode», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet», «phone» ], «adfox_method»: «create», «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «h», «ps»: «bugf», «p2»: «flvn» } } }, { «id»: 14, «label»: «Yandex context video banner», «provider»: «yandex», «yandex»: { «block_id»: «VI-223676–0», «render_to»: «inpage_VI-223676–0–158433683», «adfox_url»:»//ads.adfox.ru/228129/getCode? p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=» } }, { «id»: 15, «label»: «Плашка на главной», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet», «phone» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «p1»: «byudx», «p2»: «ftjf» } } }, { «id»: 16, «label»: «Кнопка в шапке мобайл», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «tablet», «phone» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «p1»: «byzqf», «p2»: «ftwx» } } } ]

©  vc.ru