День, когда самолёт полетел в 10 раз быстрее звука
16 ноября 2004 года беспилотный самолёт X–43A установил рекорд скорости — в 9,6 раз быстрее звука. Этот полёт завершил семилетнюю программу НАСА Hyper-X, Этот экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат разработали в НАСА в рамках проекта Hyper-X. Его целью были, конечно, не рекорды, а изучения возможностей прямоточных воздушно-реактивных двигателей и аэродинамических свойств аппарата на очень больших скоростях.
NASA X-43A
Отличие таких двигателей от, например, ракет, традиционно используемых для достижения высоких скоростей, в том, что первые забирают кислород из атмосферы, а не несут его в сжиженном состоянии на себе. Учёные считают, что это позволит упростить, удешевить и сделать более безопасными сверхскоростные полёты, а также выход на низкую орбиту (дальше, конечно, потребуются ракетные двигатели).
Число Мах — отношение скорости потока к скорости звука в этой среде. Нужно учитывать, что на большой высоте скорость звука несколько ниже, чем у поверхности земли.
Стартовать с земли X–43A не может, в воздух его поднимал тяжелый бомбардировщик-ракетоносец B–52. Затем беспилотник с помощью ракетного двигателя достиг скорости, вчетверо превышающей скорость звука. А уже на этом этапе в дело вступил прямоточный реактивный двигатель, за 10 секунд разогнавший самолёт до 9,7 Мах (11200 км/ч, или более 3 километров в секунду) и поднявший его на высоту 30 километров.
НАСА планировало создать и другие модификации X–43, но в 2013 году агентство заморозило проект. В то же время Boeing разрабатывает X–51A Waverider («Волнолёт») — гиперзвуковую крылатую ракету военного назначения. Пока что её собственный рекорд — «всего» 5,1 Маха.
А рекорд скорости среди пилотируемых самолётов, использующих атмосферный кислород, ещё с 1976 года принадлежит американскому стратегическому разведчику Lockheed SR–71 «Blackbird». «Чёрный дрозд» разгонялся до 3,2 Мах.
16 ноября 2010 года закончилась «тридцатилетняя война» между Apple и The Beatles — в магазине iTunes Store появились песни легендарной группы.
Правда, воевала Apple не с самой «Ливерпульской четвёркой». В конце 70-х представлявшая интересы группы компания Apple Corps подала в суд на «ту самую» Apple Computers за незаконное использование торговой марки. Спор удалось разрешить через три года в суде с казавшейся тогда малозначительной деталью: The Beatles не имели права выпускать компьютеры, а Apple Computers обязана была обходить стороной музыкальный рынок. «Битлы» свою часть договора выполняли неукоснительно: музыканты не сделали ни одного компьютера. А вот Apple музыку отнюдь не игнорировала. В 91-м году она получила новый иск из-за того, что Macintosh мог воспроизводить музыкальные файлы, и ещё один — в 2003 году, когда компания запустила магазин iTunes Store. Эта часть истории закончилась в 2007 году — Apple заплатила Apple Corps 500 миллионов долларов за всемирные права на имя.
Вторая часть истории касается EMI Music — она владела правами на большую часть музыки группы, но никак не могла договориться с ней о цифровых версиях песен. Топ-менеджеры лейбла мыслили современно, однако Йоко Оно и Оливия Харрисон — вдовы Джона Леннона и Джорджа Харрисона — считали, что купив и скачав песни на компьютер, люди сразу же бросятся копировать их и раздавать друзьям.
The Beatles. Теперь в iTunes.
Уладить спор удалось только к лету 2010 года, а 16 ноября главную страницу сайта Apple заняло фото The Beatles. Все студийные альбомы группы попали в магазин iTunes Store, полная коллекция стоила 149 долларов.
© Ferra.ru