День, когда по Луне проехал автомобиль
30 июля 1971 года была на Луну высадилась четвёртая экспедиция — на этот раз с автомобилем. Подготовка к полету на спутник Земли началась 26 марта 1970 года — тогда и стал известен экипаж девятой по счету ракеты «Аполлон». Командир экспедиции Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин, а также пилот командного модуля Альфред Уорден вылетели из космического комплекса Кеннеди 26 июля 1971 года. На землю космонавты вернулись 7 августа того же года.
Четвертая экспедиция примечательна тем, что Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток (приблизительно 67 часов). При этом непосредственно на поверхности спутника астронавты провели 18 с половиной часов. За это время они собрали 77 кг образцов лунного грунта и установили разнообразное исследовательское оборудование.
«Аполлон-15» известен еще и тем, что Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин путешествовали по поверхности Луны на специальном лунном автомобиле, напоминающим багги. Этот ровер по сути был электромобилем с одноразовой батареей. Каждое колесо приводилось в движение отдельным мотором мощностью всего в четверть лошадиной силы. Этого хватало, чтобы развить скорость около 10 км/ч, однако на одном из участков астронавтам удалось разогнаться до 18 км/ч — в тот момент они рисковали, посколько из-за слабого притяжения Луны машину здорово подбрасывало на неровностях. Кстати, у лунного автомобиля не было руля — управлять им нужно было с помощью Т-образной ручки между сиденьями. В общей сложности экипаж проехал 27,9 км, стараясь не удаляться от лунного модуля (лишь членам «Аполлона-17» разрешили отъехать на 7 км, удостоверившись в надёжности скафандров и самого ровера). Именно четвертую высадку называют «одной из самых блистательных с научной точки зрения».
Кстати, на ровере была установлена телекамера, которой могли управлять с Земли. Это позволило заснять взлёт лунного модуля. Правда, из-за трёхсекундной задержки сигнала оператору приходилось действовать на опережение и начинать поворачивать объектив вверх уже тогда, когда на его экране модуль еще стоял на поверхности.
Джеймс Ирвин и лунный ровер
30 июля 2008 года NVIDIA официально представила видеокарты GeForce 9800 GTX+ и GeForce GTX 9800 GT. Эти адаптеры впоследствии стали культовыми и ознаменовали начало новой эпохи. К тому же они получили полную поддержку DirectX 10.
2006 и 2007 года ознаменовались эпохой застоя. NVIDIA выпустила флагманские решения GeForce 8800 GTX и 8800 GTX Ultra, а ATI/AMD ничем не смогла ответить на этот вызов. В итоге в течение практически полутора лет на рынке компьютерной графики наблюдалось полнейшее отсутствие конкуренции. «Зеленые» держали высокие цены на свои видеокарты, но потребность в полномасштабной интеграции DirectX 10 (к тому времени игр, поддерживающих этот API, стало очень много) заставила компанию выпустить новую линейку видеокарт. Подсобралась и ATI/AMD, впервые со времен линейки Radeon X1000 представившая конкурентоспособные устройства. В общем, все как обычно. Здоровая конкуренция заставила производителя выпустить более производительные решения за разумные деньги.
Такими стали видеокарты GeForce 9800 GTX+ и GeForce GTX 9800 GT. Они без особых проблем обгоняли все еще актуальные флагманы GeForce 8800 GTX и 8800 GTX Ultra, но стоили при этом заметно дешевле: 230 долларов США за старшую модель и 150 долларов за младшую версию соответственно. Обе карты оснащались 512 Мбайт видеопамяти стандарта GDDR3, чего было вполне достаточно для большинства современных компьютерных игр того времени. Чип GeForce GTX 9800 GTX+ насчитывал 128 унифицированных процессорных ядер и функционировал со скоростью 738 МГц. «Камень» GT-версии мог похвастать 112 вычислительными блоками и работал на частоте 600 МГц.
Тенденции, как говорится, на лицо. Если всего семь лет назад флагманская видеокарта стоила 230 долларов, то сегодня за эти деньги можно приобрести лишь «огрызок» уровня GeForce GTX 960. Топовые же варианты калибра GeForce GTX 980 и GeForce GTX 980 Ti на данный момент обойдутся в 500 долларов США и 650 долларов США соответственно.
NVIDIA GeForce 9800 GTX+
© Ferra.ru