«Даже примитивные вещи обладают восхитительным потенциалом» — Актуальные принципы старейшей дизайнерской школы «Баухауз»

Издание Co.Design рассказало о том, как современные дизайнеры могут использовать в свой работе принципы школы «Баухауз», в стенах которой появились первые дизайнерские вещи, рисунки и сооружения. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.

«Принципы современного дизайна именно именно в школе Баухауз», — пишет автор издания Co.Design Диана Баддс. Ученики и преподаватели школы первыми в Европе стали создавать вещи, сооружения и визуальные образы исходя из их функций, а не только внешней привлекательности.

Школа появилась в немецком городе Веймар в 1919 году, но многие ее идеи актуальны до сих пор. «В «Баухаузе» первыми придумали принцип модульности сооружений, развили использование новых материалов (стекла, стали и бетона) и решили создавать вещи в духе популярного в то время культурного направления — авангарда.

Вильгельм Вагенфельд — «Чайный и кофейный сервиз», 1925

В сентябре 2016 года в Художественном музее Гарварда открылась цифровая экспозиция, которая включает свыше 32 тысяч архивных документов, фотографий, прототипов и эскизов работ представителей «Баухауза».

Плакат, выполненный учениками «Баухауз»

«Это наследие основателя школы Вальтера Гроппиуса, который эмигрировал в США, спасаясь от преследования нацистов после закрытия учебного заведения. В 1937 году он стал преподавателем в Гарварде», — поясняет куратор и создатель цифровой экспозиции Роберт Вайсенбергер.

В первую очередь «Баухауз» был школой дизайна и искусств. Ее история противоречива, но я не хочу ворошить прошлое. Вместо этого мне хотелось бы сконцентрироваться на работах ее учеников и осветить контекст, в котором они создавались.

— Роберт Вайсенбергер

«Идеи «Баухауза» пригодятся и современным дизайнерам», — уверен куратор. Он выделил пять принципов, которые помогли «Баухаузу» стать одной из наиболее ярких школ минувшего столетия.

Главное здание школы в городе Дессау

1. Аккуратное ведение портфолио

092891917986bc.jpgПодстаканники, разработанные дизайнером Максом Краевским в 1924 году. Фото Люсии Мохой

Благодаря неограниченным цифровым хранилищам дизайнеры стали менее аккуратны при составлении портфолио, уверена Диана Баддс: «Многие забывают, что недостаточно просто сфотографировать на телефон готовый вариант работы. Раньше дизайнеры фиксировали и записывали каждый свой шаг, и это помогало им проследить за развитием идеи».

Несмотря на то, что многие архитектурные работы «Баухауза» были уничтожены или модифицированы, история сохранила их изображения, рассказывает Роберт Вайсенбергер. Это относится и к дизайнерским работам: «И хотя ученики и преподаватели школы хотели разрабатывать продукты для массового потребителя, многие прототипы существовали только в одном экземпляре и потом были потеряны или уничтожены».

Но благодаря тому, что многие студенты любили фотографировать, удалось сохранить хотя бы образы прототипов. «Одним из наиболее плодотворных фотографов стала Люсия Мохой, художница и жена одного из преподавателей школы, Ласло Мохой-Нодя. Если бы не ее архивы, то огромная часть наследия «Баухауза» оказалась бы потеряна».

2. Умение избавляться от напряжения

Зал для «Металлической вечеринки»

«Ученики и преподаватели «Баухауза» любили повеселиться, — рассказывает Вайсенбергер. — Для «Металлической вечеринки» они приготовили блестящие костюмы, в которых скатывались с длинной горки под зеркальными сферами».

Все вечеринки проходили при поддержке директора школы Вальтера Гроппиуса, пишет Диана Баддс: «Они помогали ученикам выпустить пар, снять напряжение и уладить конфликты, которые нередко разгорались между ними».

«В «Баухаузе» были собраны настоящие творцы с большими идеями и непростыми характерами, — рассказывает Вайсенбергер. — Вечеринки помогали им не забывать, что они — часть одной команды».

3. Умение сотрудничать

Художник, фотограф и скульптор Ласло Мохой-Нодь возглавлял в школе слесарную мастерскую. В 1930 году он создал одну из первых кинетических скульптур — «Свето-пространственный модулятор», который хранится в музее Гугенхайма и функционирует до сих пор.

Ласло Мохой-Надь — «Свето-пространственный модулятор»

«Это что-то вроде авангардного диско-шара, который при вращении создает неповторимую игру света и тени, — поясняет Вайсенбергер. — Но на воплощение этой скульптуры Мохой-Нодю потребовалось восемь лет».

Идея инженерно-скульптурного объекта пришла к нему в 1922 году, но у него не было необходимых ресурсов для ее воплощения. Тогда он обратился за помощью к немецкой корпорации AEG. Она выделила ему финансы и двух специалистов, пишет автор материала: «Вместе они создали эскизы, распределили подвижные сочленения, изготовили и собрали скульптуру».

Чтобы добиться впечатляющих результатов, Нодь обращался к экспертам в тех отраслях, где ощущал нехватку собственных знаний. Благодаря коллаборациям современные дизайнеры тоже могут выйти за рамки своего ареала.

— Роберт Вайсенбергер

4. Способность заглянуть за грань привычных вещей

3063102-inline-i-wit-and-irony.jpegПоль Клее — «Аппарат для магнитной обработки растений», 1908

«Поль Клее родился в Швейцарии, но мне иногда кажется, что он с другой планеты, — признается Роберт Вайсенбергер. — Удивительно, что он преподавал в «Баухаузе» — школе, где прагматизм является основополагающим принципом».

Клее нравилось, что все вокруг считают его мистиком, но он определенно был рационалистом

Клее вел подготовительный курс и рассказывал вновь прибывшим студентам о взаимосвязи формы и цвета. «Его удивительные работы передавали природу, поэзию, архитектуру, музыку и даже магию, — пишет Диана Баддс. — В картине «Аппарат для магнитной обработки растений» он обращается к псевдофилософской идее XVIII века о животном магнетизме и слегка иронизирует над увлеченностью своих современников механизмами».

«Несмотря на то, что Клее был не похож на других профессоров школы, — продолжает Вайсенбергер, — его знания и таланты помогали студентам развиваться в других направлениях».

5. Умение сделать что-то из ничего

Рут Асава — Double Sheet

Рут Асава — ученица выпускника «Баухауза» Джозефа Альберса. Он научил ее раскрывать возможности подручных материалов так, чтобы создавать произведения искусства.

В колледже она сделала оформление для прачечной. Она взяла штамп с текстом Double Sheet, который имеет два значения — «простыня» и «двойной формат», и нанесла узор на газетную бумагу.

— Роберт Вайсенбергер

«Это особенно актуально сейчас, когда мы пытаемся использовать ресурсы с большей эффективностью. Как показывает практика, даже примитивные вещи обладают восхитительным потенциалом», — пишет Диана Баддс.

©  vc.ru