Cybiko: мобильный Facebook с русскими корнями

1998 год. Россия. Мобильная связь и интернет пока еще являются предметами роскоши. И надо же такому случиться, что мысль о беспроводном устройстве, работающем по принципу вездесущих ныне социальных сетей, пришла в голову человеку именно в России и именно в это время! Давид Ян (David Yang) – личность на российском IT-небосклоне известная. Именно благодаря ему каждый персональный компьютер, к которому подключен сканер, работает с программным обеспечением оптического распознавания текста ABBYY FineReader – мировым лидером потребительских систем OCR (Optical Character Recornition).

Идея Cybiko родилась в воображении основателя компании ABBYY Давида Яна.

Правда, начинал свой бизнес Давид Евгеньевич (на самом деле китайское имя его отца звучит несколько иначе) с другого бесспорного бренда ABBYY – словаря Lingvo. Эти программные продукты снискали заслуженную популярность не только в России. На сегодняшний момент офисы ABBYY дислоцируются в США, Великобритании, Японии, Германии, Тайване, Кипре и Украине. Успех? Однозначный. Однако речь сегодня пойдет об устройстве, родившемся в воображении Давида Яна и покорившем сердца тинейджеров США. Поговорим о Cybiko – уникальном во всех отношениях беспроводном коммуникаторе, в определенном смысле опередившем свое время.

В фильме Дэвида Финчера «Социальная сеть», показавшем рождение феномена Facebook, лидера социальных сетей, одна из самых удачных мыслей, пришедших в голову Марку Цукербергу при создании Facebook, – включение в профиль пользователя информации о своем статусе, с которым могут ознакомиться другие пользователи. Удивительно, но именно она же успешно работала в коммуникаторе Cybiko задолго до появления Facebook. Судите сами. Пользователь Cybiko создавал в своем гаджете собственный профиль, включающий описание своего возраста, внешности, интересов и предпочтений. И если в радиусе действия гаджета появлялся другой его владелец с подобным профилем, то оба устройства вибрировали, сообщая своим хозяевам о том, что рядом единомышленник. Ведь завязать знакомство на основе общих интересов и предпочтений значительно проще.

Идея эта пришла Давиду Яну во время нахождения в больнице, где он, человек коммуникабельный, страдал от вынужденного одиночества. Воображаемый гаджет решал проблему поиска единомышленников, находящихся поблизости. Может, у кого-нибудь другого эта придумка так и осталась бы неосуществленной мечтой, но только не у Давида Яна.

Выйдя из больницы, он бросился в концептуальную разработку коммуникатора с такой функциональностью, параллельно исследуя рынок, который бы воспринял это новшество. Так, в 2000 году, спустя всего 8 месяцев после рождения идеи этого беспроводного гаджета, на рынке США появился Cybiko. Если вы думаете, что произошло это легко и просто, то ошибаетесь. Российские проекты ох как отпугивали зарубежных инвесторов.

Для прикрытия лицом вновь испеченной компании Cybiko Wireless, Inc. был назначен чикагский бизнесмен Дональд Вишневский (Donald Wishnievski). Сам же Ян числился ее исполнительным директором и координировал работу российских программистов, создававших софт для Cybiko в Москве. Такой бизнес-маневр помог привлечь в Cybiko Wireless, Inc. более трехсот тысяч долларов, позволивших найти на Тайване контрактного производителя, реализовавшего Cybiko в «железе».

Для рынка США Cybiko был удивительным гаджетом из далекой России.

Первоначальный вариант названия гаджета был Cyber Talk. Но видя бум электронных игрушек из Японии, созданный компаниями Bandai и Takara с их успешными на рынке США тамагочи и трансформерами, коммуникатор было решено переименовать в Cybiko. Такое название не только звучит по-японски, но имеет и осмысленный перевод – «кибердевчонка».

Реклама Cybiko делалась в нарочито японском стиле.

Японизация Cybiko была удачным ходом. После презентации на выставке International Toy Fair в Нью-Йорке им всерьез заинтересовались розничные сети игрушек, и к декабрю 2000 года гаджет был на прилавках большинства крупных магазинов игрушек. Что позволило ему разойтись тиражом более чем 250 тысяч экземпляров. Капитал Cybiko Wireless, Inc. возрос до 20 миллионов долларов! Более того, в проект вложил деньги информационный гигант AOL (America Online), который приобрел около 30% акций компании.

Вскоре Cybiko начал продаваться в большинстве розничных сетей игрушек.

В рекламе Cybiko назывался Teen Dream Maschine – гаджет мечты подростков. А с точки зрения маркетинга он позиционировался как детский персональный цифровой ассистент (PDA, Personal Digital Assistent) с возможностью ближней беспроводной связи с такими же устройствами.

Целевой аудиторией Cybiko были американские подростки.

Это означало, что владелец Cybiko мог связаться с владельцами других Cybiko, находящимися в радиусе 100 метров. Более того, Cybiko способны были организовать беспроводную сеть значительно большего радиуса действия, в которой эти гаджеты, находившиеся внутри сети, работали в качестве ретрансляторов, передающих данные между гаджетами на ее окраинах. В коммуникационной отрасли такие динамические беспроводные сети носят легкомысленное название маргаритковых цепочек (Daisy Chains Network).

Легко понять, что означало владение Cybiko для американских тинейджеров. Сотовая связь в то время была дорогостоящей, а недорогой яркий футуристический гаджет, который стоил 139 долларов, был вполне по карману подростку. В представлении родителей, привыкших к портативным игровым приставкам, Cybiko был одной из них и не вызывал никаких подозрений. Зато он стал головной болью учителей! Ведь теперь в классах динамически организовывались беспроводные сети, и их ученики, вместо зубрежки, безудержно сидели в Cybiko-чате, играли в онлайн-игры, обменивались любовными посланиями и шпаргалками.

Делать все это школьникам было просто. Ведь Cybiko обладал QWERTY-клавиатурой и монохромным LCD-дисплеем с разрешением 160х100 пикселей, отображавшим 4 градации серого. За работу системы отвечал процессор Hitachi H8S частотой 11 МГц. Коммуникации обеспечивал сопроцессор Amtel и радиомодуль, работающий на частотах 902-928 МГц и поддерживающий до тридцати радиоканалов. За организацию динамической сети был ответственен протокол CyDP (Cybiko Radio Frequency Digital Protocol). Всего в Cybiko-сети могли работать до 3000 устройств (100 устройств на каждом из 30 каналов). Скорость передачи данных между ними при этом достигала 19 200 бит в секунду.

Внутри Cybiko трудился простенький процессор Hitachi.

В 256 килобайтах оперативной памяти Cybiko, кроме операционной системы CyOS, размещались:

  • адресная книга;
  • текстовый редактор;
  • календарь-органайзер (Date Book);
  • научный калькулятор;
  • многоязычный переводчик;
  • почтовый клиент.

Внешне неказистые программы Cybiko обеспечивали его владельцу работу в чате, планировали его время и искали собеседников. Кроме того, в памяти оставалось место для загрузки множества бесплатных игр, которыми российские программисты Cybiko Wireless бесперебойно снабжали сайт www.cybiko.com.

Десятки бесплатных игр с сайта cybiko.com позволяли подросткам коротать время на уроках.

Кажется, успех Cybiko обеспечивал ему долгую маркетинговую карьеру. Однако уже в 2003 году интерес к коммуникатору сходит на нет. Этому способствуют как и многочисленные слабые стороны гаджета, так и многие внешние факторы. Несмотря на статус беспроводного устройства, Cybiko требовалось подключать к COM-порту компьютера всякий раз, когда нужно было отправить/получить электронную почту или загрузить новую игру с cybiko.com. Такая вынужденная «привязь» к ПК была весьма неудобна.

Для работы в Сети Cybiko требовал подключения к компьютеру.

Но этот недостаток был мелочью в сравнении с падением цен на услуги сотовой связи и появлением доступных по цене мобильных телефонов, функциональностью превосходящих Cybiko и при этом куда более компактных. Продажи Cybiko упали. Положение не спас вывод на рынок модели Cybiko Extreme с более мощным (18 МГц) процессором, 1,5 мегабайтами оперативной памяти, небольшим флэш-накопителем и даже встроенным MP3-плеером. В сравнении со все более миниатюрными мобильниками Cybiko Extreme выглядел неуклюжим гигантом.

Падение спроса на Cybiko не спас даже выпуск более продвинутой модели Cybiko Extreme.

Проиграв в конкурентной борьбе сотовым телефонам, Cybiko, как, впрочем, и целая отрасль PDA (почтим память Palm Pilot), стал достоянием истории. Активы Cybiko Wireless, Inc. были куплены одним из производителей игрушек во Франции. И сейчас некогда популярный гаджет живет только благодаря своим преданным фанам, поддерживающим ресурс PlanetCybiko.

Да, опередивший время проект Cybiko провалился, но урок, преподнесенный этим провалом Давиду Яну, наверняка помог ему в управлении компанией ABBYY. И, кто знает, может быть, в ее успехе, как и в успехе сети Facebook, первыми клиентами которой стали вчерашние владельцы Cybiko, есть вклад удивительного беспроводного коммуникатора-мечты родом из России.

©  mobi.ru