Что такое шейминг? Или как портят репутацию в интернете
В избранное
В избранном
Профессиональная деятельность, особенно связанная с ежедневным общением с большим количеством людей, несет в себе не только приятные знакомства и сотрудничество, но и неприятные ситуации. И одна из них — публичный «шейминг» или прилюдное унижение. Чаще всего у людей совсем разных профессий любое высказывание личной позиции приравнивается к позиции компании, определенные профессии оказываются вдруг «стыдными», а некоторые бизнесмены получают тонны негатива просто из-за зависти менее удачливых и продуктивных знакомых. Клеймят не только тех, кто действительно оступился, а зачастую даже наоборот, и докопаться до самой сути претензий бывает практически невозможно. В последнее время это явление стало довольно распространенным. Попытаемся на конкретных примерах разобрать ситуации и выяснить, как стоило поступить в каждой из них.
Многие из нас хотя бы раз сталкивались с негативной реакцией на свою работу. Но одно дело, если вам просто нахамили или оставили где-то негативный отзыв, и совсем другое — если история породила огромный общественный резонанс, угрожающий вашей репутации. Такие риски невозможно предугадать, ведь прецедент в таких случаях чаще всего создается специально, либо «высасывается из пальца». Но если обратного пути уже нет, важно правильно работать с таким «шеймингом», чтобы минимизировать угрозу как для собственной репутации, так и для репутации компании в целом.
Ольга Юрковская и «торшинский трест»
Известный психолог, частный консультант и коуч Ольга Юрковская обратилась с просьбой о продвижении своих курсов к самому известному и скандальному digital-специалисту Елене Торшиной. СМИ и медийные персоны редко берутся за сотрудничество с инфобизнесами и другими «непроверенными предложениями». Потому продвижение подобных проектов — задача повышенной сложности. Тем не менее Торшина за реализацию проекта взялась, объявив ценник в 1,1 млн рублей, и работа была запущена. После публикаций количество запросов Ольги Юрковской в поисковых сетях резко возросло. Да и сама героиня отметила резкий рост своей выручки в сравнении с прошлым периодом: с 6 до 10 млн рублей.
Казалось бы, надо радоваться. Но нет, у Юрковской возникли сомнения в компетентности специалистов, нанятых Торшиной, а также в целесообразности конкретных размещений. Между собой стороны разрешить конфликт не смогли и решили вынести скандал на суд общественности. И началось страшное — взаимные обвинения, переход на личности, скриншоты и раскачивание аудитории, которая принимала ту или иную сторону. Очень часто происходит так, что не разбираясь в специфике той или иной деятельности, заказчик не понимает формирование стоимости услуги и думает, что мог бы сам сделать то же самое.
Как отреагировала Елена Торшина:
Все вопросы, связанные с «разборками» решал партнер Елены Михаил Фадеев. Именно он и общался с Ольгой до начала огласки всей истории. В итоге, Торшина решила отреагировать на публичный выпад в свою сторону сама, опубликовав ответную колонку, где и рассказала о том, как же ее «угораздило» заняться продвижением инфобизнеса. В сложившейся истории реакция Торшиной выглядела бы уместной, если не учитывать личные претензии к самой Юрковской. Есть цифры, есть статистика, есть рост прибыли у заказчика. И все же, отношения между заказчиком и подрядчиком лучше выяснять в судебном порядке, а не на публике.
Как стоило бы поступить:
Отношения, когда одна сторона оказывает услуги другой за вознаграждение, должны быть связаны договором. Здесь же никаких документов оформлено не было, а вот претензии по выполнению работы были. Верным решением было изначально заключить договор со всеми KPI и размещениями и, при наличии претензий, решать дело в судебном порядке, а не устраивать публичный скандал, который длится уже долгие месяцы.
Если противостояние Торшиной и Юрковской получило широкую огласку по большей части в digital и медийной среде, то следующая история стала по-настоящему народной.
Петр Лидов и анонимный канал
12 июня в Москве на Тверской прошел митинг против коррупции. В это же время неподалеку известный ведущий и PR-директор «МегаФона» Петр Лидов гулял с маленькой дочкой. Митинг был шумным. Естественно, никаких приятных эмоций происходящее у родителей маленького ребенка не вызывало, о чем Лидов и написал в Твиттере в довольно жесткой форме. Это спокойно могло остаться незамеченным, утонув в ленте, но кто-то из команды «Беспощадного Пиарщика» твит увидел и решил раскрутить историю. После небольшого поста в телеграм-канале в медийной среде начался скандал, после чего вышла статья в «Ведомостях». На пиарщика полились угрозы, требования публичных извинений как от него самого, так и от компании.
Как отреагировал Лидов:
Представители «МегаФона» осудили Петра Лидова и назвали высказывания некорректными. 15 июня он извинился и удалил все твиты, касающиеся митинга на Тверской. По его словам, угрозы никак не повлияли на его решение покинуть компанию, поскольку все написанное было результатом сильных эмоций, а компания не должна отвечать за высказывания своих сотрудников, особенно учитывая что в «МегаФоне» их больше 30 тысяч.
Как стоило поступить:
В идеальном мире, конечно, лучше бы не писать такой твит, но, к сожалению, иногда эмоции оказываются сильнее, чем хотелось бы. Казалось бы, что можно простить человеку ошибку, выслушать его извинения и на этом отпустить ситуацию. В конце концов, твит — это правда не преступление. Но кому-то было очень нужно раздуть из произошедшего скандал. А когда тебя начинают целенаправленно «сливать» в СМИ, то выпутаться довольно сложно (а иногда невозможно).
Часто бывают ситуации, когда и делать ничего не нужно, а ты просыпаешься утром и читаешь про себя кучу статей о несуществующих событиях в биографии.
Анатолий Сморгонский и пропажи «ярдов»
Анатолий Сморгонский, ранее занимавший пост генерального директора Yota, объявил о создании нового бизнеса. На следующий день на онлайн-ресурсах появилось несколько десятков публикаций о «рейдерском прошлом» г-на Сморгонского. После писем СМИ с вопросом об источнике информации и достоверности данных некоторые издания просто удалили публикации, а некоторые ресурсы, зарабатывающие на распространении подобного контента, предложили удалить статьи за несколько десятков тысяч рублей. Подобным образом кто-то пытался испортить репутацию бизнесмену.
Как отреагировал Сморгонский:
Публичная активность по этому поводу не найдена
Как стоило поступить:
Врать можно все, что угодно, а человек, который вынужден оправдываться, ограничен правдой. В таких случаях юристы обычно говорят, что нужно подать иск о защите деловой репутации, но длятся подобные дела около 6 месяцев, поэтому особой популярностью не пользуются. Часто есть юридические уловки, которые помогают убрать материалы быстрее — использование личных фотографий авторами текста, например. Снимать подобные материалы за деньги — бесполезно, потому что завтра появится еще 10 новых, так как для ресурсов это новый заработок. По сути, самый правильный путь — это думать заранее и выстраивать свой бренд в интернете так, чтобы сфабрикованные материалы не оказались в топе. Но, начиная бизнес, не все думают о том, что кто-то будет специально портить их репутацию.
© vc.ru