Что такое ICO? Как инвестировать в ICO?
Владислав Перевозчиков
CEO, Midgard Ventures
ICO (Initial Coin Offering — первоначальное предложение монет) — это новая форма привлечения капитала, применяемая в области блокчейна и криптовалют.
Организаторы ICO продают инвесторам свои токены, т.е. электронные единицы, выпущенные, как правило, в ограниченном количестве и представляющие собой некую полезность в рамках бизнес-модели компании-эмитента. Они могут выступать в роли внутренней валюты компании, средства доступа к продукту, специальным правам и т.д.
В случае с фондовым рынком (IPO) или классическим венчурным финансированием, продавая акции, владельцы компании делятся своей долей в ней, а значит и долей будущей прибыли. И в этом ключевое отличие ICO, в котором структура собственности не меняется.
Организаторы ICO оставляют владение компанией за собой. В противном случае, весь процесс регулировался бы Комиссией по Ценным бумагам и Фондовому рынку (SEC), что значительно усложняет процесс как для инвесторов, так и для организаторов ICO.
Вместо доли в компании ICO инвесторы получают токены, стоимость которых некоторым позитивным образом коррелирует с будущими успехами компании. Основной мотив долгосрочного инвестора заключается в том, что токены будут нужны пользователям продукта, и при росте оборотов бизнеса цена токенов также вырастет. Мотивация менеджмента заключается в том, что он оставляет себе некую часть выпускаемых токенов и также заинтересован в росте их стоимости.
Процесс ICO обычно состоит из нескольких этапов: частного размещения (Private sale), предпродажи (Pre-sale) и всеобщей продажи (Crowd-sale)
Частное размещение (private sale) — это самый ранний этап ICO. Он ориентирован на узкую группу инвесторов, и на этом этапе, как правило, достаточно мало публично доступной информации о проекте, обзоров блоггеров и аналитиков. Минимальный объем инвестирования на одного желающего высок на этом этапе, так что мелким инвесторам достаточно сложно принять решение о входе в проект и собрать необходимую сумму. Особо успешные и хайповые проекты весьма избирательны в выборе ранних инвесторов и стараются впустить желающих из ближайшего окружения, а также тех, кто помимо денег может внести иной вклад в проект (помощь в маркетинге и пиаре, к примеру)
Ранние инвесторы, как правило, получают бонусы. Если мы говорим об успешном проекте, которому практически гарантирован сбор необходимой суммы, то, конечно, ему нет необходимости мотивировать инвесторов большими бонусами. Повышенный спрос на токены и так приведет к росту их стоимости после выхода на биржу, что является основной мотивацией ранних инвесторов, поэтому в перспективных проектах бонусы на pre-sale и private sale обычно не составляют более 25% и всегда имеют lock-up период более 2–6 месяцев, когда их нельзя продать.
Почему это так работает? Почему бы просто не продать токены всем желающим? Основной задачей организаторов ICO является рост цены токенов. Крупные инвесторы, доказавшие свое понимание и веру в проект, менее склонны быстро продавать токены на бирже и легче соглашаются на условия lock-up, когда токены заблокированы первое время. В результате продажи основной части токенов на первых этапах, на crowd-sale остается их небольшая часть при численно большем количестве желающих ее купить. В результате создается повышенный ажиотаж и ограничивается персональный лимит входа в ICO. Крупные фонды и известные блоггеры, участвующие на ранних своим авторитетом также подогревают спрос. К примеру, когда мы слышим что Pantera Capital или Ian Balina инвестировали проект, аппетит к нему резко повышается.
В результате, многим не достается желаемое количество токенов, и они покупают их уже после ICO на крипто бирже, ожидая дальнейшего роста стоимости.
Pre-sale, в принципе, очень похож на private-sale, но требования ко входу уже значительно ниже и информированность крипто сообщества о проекте, как правило, выше.
Для хайповых проектов, условия участия в crowd-sale тоже могут быть весьма жесткими. Высокий спрос на участи в ICO приводит к «газовым войнам», когда только первые успешные транзакции участвую в ICO, иногда организаторы ICO устраивают лотереи среди всех желающих или тесты на понимание продукта, аукционы.
Последнее время вообще наблюдается тенденция отмены crowd-sale. Проекты, убедившиеся в огромном спросе на свои токены еще на ранних этапах, предпочитают собрать средства у десятка -двух инвесторов и не осложнять себе жизнь трудоемким процессом crowd-sale, который к тому же может иметь и юридические последствия. Пока Комиссия по ценным бумагам периодически наведывается с новостями о регуляциях рынка ICO, все больше менеджеров (особенно в США) предпочитают аудиторию инвесторов из числа аккредитованных (фонды и трейдеры, получившие лицензию на данный вид инвестирования). Многие из нас, конечно, к таким лицензированным инвесторам не относятся.
Обычно для участия в ICO Вам необходимо быть зарегистрированным в Whitelist. Это списки допущенных к ICO людей. Регистрация в них может заканчиваться задолго до начала ICO и распространена ситуация, когда Вы видите отличное приближающееся ICO, но не можете принять участие в нем, т.к. регистрация в whitelist уже закрыта.
Мы советуем заранее создать long-list, т.е. предварительный список ICO, в которые Вы потенциально могли бы инвестировать. Советуем использовать сайты-трекеры, которые отбирают перспективные ICO (к примеру, cryptodiffer.com, icodrops.com) Они фильтруют потенциально успешные ICO из списка сотен других, и Вы можете податься во все их whitelists, чтобы не пропустить отличную возможность в будущем. Пакет документов для регистрации обычно стандартный (сканы паспорта, фото, номер кошелька), поэтому процесс занимает не больше 5 минут.
Как выделить успешные проекты?
Этап 1. Не доверяйте обычному поиску в google. Многие ресурсы имеют высокие строчки google метрик лишь благодаря своему возрасту и неплохой сопроводительной информации, но зачастую оценки, указанные на таких ресурсах необъективны или банально оплачены. Мы обычно используем cryptodiffer.com или icodrops.com. Существуют и другие трекеры, но пожалуйста, внимательно изучите их методы оценивания проектов и историю показателей доходности их рекомендаций.
Этап 2. Проверьте, что эксперты рынка думают о проекте.
Мы надеемся, что Вы беспокоитесь о судьбе своих инвестиций и проведете достаточно времени на форумах, доверенных телеграмм группах, блогах, чтобы понять репутацию и влияние тех или иных блоггеров, а главное -результаты их рекомендаций. Выберите тех, кому Вы можете доверять.
Вот некоторые из экспертов, которых мы отобрали для себя
Ian Balina
Ян однозначно является одним из наиболее влиятельных блоггеров в сфере ICO. Он первым привлек внимание большой аудитории к таблице со своим портфелем токенов и рекомендациями. В результате успешной активности, Ян обрел большее влияние в сфере ICO и заработал несколько миллионов долларов в этой сфере. Сам факт того, что он положительно отзывается об ICO может являться залогом успешности
этого проекта, так как десятки тысяч инвесторов прислушиваются ко мнению Яна.
Он активно ведет youtube канал (124 тыс подписчиков), twitter (152 тыс), facebook (27 тыс), а также организовывает встречи с командами проектов по всему миру.
OhHeyMatty
Еще один эксперт, к мнению которого, мы считаем, следует прислушиваться. Он проводит получасовые видео обзоры ICO проектов на youtube, а также AMA sessions с самими организаторами проектов. Канал был создан в конце 2017 года и имеет около 15 тыс подписчиков. Проекты которые он высоко оценивает имеют неплохую доходность.
CoinBloq
Приводим собственное описание методов, которые он использует при разборе ICO проектов: «Когда я исследую ICO вместо того, чтобы погружаться с головой в whitepaper, читать его часами и в итоге понять, что проект не для меня, я обращаю внимание на ключевые метрики. Сперва изучаю экономику токенов, я хочу знать какие softcap (минимальная сумма сбора средств) и hardcap (целевая сумма сбора) у проекта, сколько бонусов было предоставлено на этапах private sale и pre-sale.
Нужно понимать, какая часть токенов остается заблокированной и что происходит с непроданными токенами. Это вопросы, на которые вы должны получить ответ в первую очередь. Затем я оцениваю команду, стоящую за этим проектом, я хочу знать, хватит ли у них опыта для успешной реализации задуманного. И наконец, я оцениваю уровень хайпа и осведомленность об ICO в крипто сообществе. Нет смысла инвестировать в проект, если люди не будут говорить о нем в течение следующих 6ти, 12ти или 18ти месяцев »
ICO Drops
ICO Drops — один из самых уважаемых ресурсов в индустрии. Это трекер ICO, команда которого фильтрует проекты и лично оценивает их на основе закрытого голосования в своем сообществе. Они не взимают плату за свой рейтинг и сами инвестируют в проекты, которые высоко оценили. Весьма полезна их телеграмм группа, в которой идет живое обсуждение проектов и отражаются результаты голосования команды. ICO Drops также проводят информативные интервью с организаторами ICO.
Особенностью оценки является ее краткосрочная ориентированность. Новостная группа ICO Drops announcement в Телеграмме имеет более 37 тысяч подписчиков, дискуссионная группа — 10 тысяч. Работают на этом рынке с начала 2017 года.
CryptoBriefing
Команда CryptoBriefing состоит из 20–25 специалистов. Их CEO является консультантом в WanChain (крупный блокчейн проект в области interoperability, взаимосовместимости блокчейнов). Команда делает детальный анализ проектов, а также отслеживает прогресс проекта уже после ICO. Все исследования независимы и модель монетизации базируется лишь на добровольных взносах пользователей.
Sergio
Sergio — французский видеоблогер, имеющий солидный опыт работы в крипто индустрии, он делает youtube обзоры ICO проектов. Сейчас его сообщество относительно невелико, но нам импонирует его подход и отношение к качеству контента.
DiddyCarter
Молодой и амбициозный аналитик из Великобритании. Он оценивает проекты по собственной системе метрик и время от времени обнаруживает первым интересные ICO. DiddyCarter является организатором пулов для мелких инвесторов (совместное участие в ICO на ранних стадиях) и добивается права на участие своего пула в топовых проектах на ранних стадиях (pre-sale/private sale).
IcoPantera
IcoPantera является одним из ведущих экспертов на корейском рынке. Он делает анализ ICO в форме презентаций, в которых детально разбирает whitepaper проектов, ключевые метрики, команду и партнеров. ICOPantera уделяет особое внимание классу инвесторов / фондов, которые инвестировали в проекты на ранних стадиях.
Следя за ним можно понять как оценивают проекты в другой части мира. Криптовалюты очень популярны в Южной Корее, страна является одним из лидеров блокчейн индустрии и имеет прогрессивное законодательство в этой сфере.
CrushCrypto
CrushCrypto является одним из немногих ресурсов, которые делают независимый анализ в форме довольно подробных письменных отчетов, а также снимает видео ролики, в которых кратко описывают свои основные находки. Они оценивают краткосрочные и долгосрочные перспективы проектов. Хорошо объясняют идею проектов, но мало внимания уделяют анализу прототипа. На днях команда объединилась с другим аналитическим агентством — Picolo Research.
Этап 3. Делайте собственный анализ: читайте whitepaper и постарайтесь понять идею проекта, отвечая на следующие вопросы:
— действительно ли этому проекту нужен блокчейн?
— насколько оригинальна идея?
— создает ли проект дополнительную полезность на основе технологии блокчейн?
— достаточно ли проект амбициозен? может быть, он слишком амбициозен, чтобы быть успешным?
— имеет ли команда опыт создания успешных проектов такого уровня?
Этап 4. Изучите конкурентную среду ICO и найдите проекты, похожие на него.
Идея может быть замечательной, но реализуемой уже десятками других проектов. Сравните сумму сборов на ICO с рыночной капитализацией похожих проектов. Если все аналоги оценены рынков невысоко, то и рассматриваемое ICO имеет небольшие шансы на значительный рост цены. Зачастую довольно непросто найти аналогов, но есть ресурсы, предоставляющие эту информацию (например, cryptodiffer.com, телеграмм канал ICO Drops)
Рыночная капитализация (market cap) — это количество токенов в свободном обращении, умноженное на рыночную стоимость каждого токена. Эту информацию можно найти на сайте coinmarketcap.
Существуют определенные тренды и одни отрасли крипто индустрии изначально более перспективны чем другие. К примеру, в 2017–2018 годах основным трендом остаются проекты, которые строят свои собственные блокчейны, нивелирующие недостатки уже существующих. Несмотря на то, что практически каждый месяц появляется новый блокчейн с еще более высокой скоростью и масштабируемостью, они по-прежнему показывают хорошие результаты доходности. Одним из примеров наиболее ярких проектов в этом направлении, стали так называемые interoperability solutions — блокчейны, позволяющие связывать между собой различные другие блокчейны; люди попросту видят многомиллиардные капитализации похожих проектов на рынке и рассматривают их как потенциальные целевые уровни для рассматриваемого ICO. Наиболее доходными в 2018 году оказались криптобиржи, блокчейны, трейдинг, здравохранение, облачный сервис, хранение данных, искусственный интеллект, виртуальная реальность.
Этап 5. Проверяйте стадию готовности прототипа продукта. Есть ли у команды готовый продукт или Вам придется ждать несколько лет после инвестирования, прежде чем обещания обретут материальный вид? Старайтесь избегать проекты без MVP (Minimal Viable Product), или прототипа.
Даже если команда заявляет о наличии прототипа, обязательно проверьте его. Бывает, что заявленные наработки настолько несовершенны, что лучше их не было бы вообще. Если ваших технических навыков для оценки уровня и качества продуктов не хватает, ищите мнение экспертов в крипто-сообществе.
Этап 6. Анализируйте команду. Это, пожалуй, самая важная часть Вашего анализа. В руках звездной команды даже банальный проект может быть реализован так, что выиграет конкурентную борьбу. В руках же бездарной команды и блестящая идея будет провалена. Внимательно изучайте предыдущий опыт команд (Linkedin, пресса), успешность их проектов. Много полезной информации несут короткие интервью (AMA — ask me anything) c организаторами проектов.
Этап 7. Анализируйте уровень хайпа. Крипто индустрия весьма спекулятивна, а крипто сообщество ведомо мнением лидеров. Если проект хорош фундаментально, но маркетинговая команда не способна донести эту мысль до широких масс, это может не позволить проекту собрать необходимую сумму и вряд ли создаст повышенный интерес (хайп), что негативно скажется на цене.
Для измерения уровня хайпа одно лишь количество людей в группе Telegram проекта уже не является достаточной метрикой (это манипулируемая величина). Проверяйте также другие параметры: мнение влиятельных блоггеров, google metrics, надежные трекеры.
Этап 8. Изучите структуру бонусов, предоставляемых инвесторам на ранних стадиях
Старайтесь избегать проекты с бонусами на этапах private-sale/ presale более 35% без lock-up периода (времени когда эти токены заблокированы). Такие бонусы создадут большую массу желающих продать их и зафиксировать прибыль сразу после выхода токена на биржу, что сильно затруднит рост цены. Если Вам очень нравится проект, но структура бонусов не благоприятна, лучше покупайте после выхода на биржу.
Этап 9. Проанализируйте структуру распределения капитала
Проанализируйте, как много средств пытаются собрать организаторы ICO. В текущих рыночных условиях, к примеру, мы с подозрением относимся к проектам, которые пытаются привлечь более $20 млн. Насколько амбициозной должны быть идея, чтобы требовать большей суммы инвестиций? Давайте признаемся себе, что большинство команда просто пользуются хайпом на рынке криптовалют и привлекают средств значительно больше, чем действительно необходимо для реализации проекта.
Также важный сигнал подают такие метрики: какую долю всех выпущенных токенов продают инвесторам, сколько остается менеджменту и консультантам как мотивация. Количество проданных и незаблокированных токенов формируют так называемый «free float» — количество токенов в свободном обращении. Эта величина, умноженная на стоимость токенов, образует рыночную капитализацию проекта. К примеру, если проект собирает $20M за 10% всех токенов, то мы должны понимать, что рано или поздно все остальные токены тоже попадут на рынок (к примеру, разблокируются токены ранних инвесторов, консультантов, майнеров и т.д.) и окажут давление на цену токена. При прочих равных большее количество токенов означает меньшую цену каждого из них.
Этап 10. Анализ токеномики.
Мы выделяем три основные функции токенов: утилитарность, дивиденды и доступ к услуге. Вообще анализ сути токенов и их реальной полезности -довольно непростой вопрос и, как кажется, мало людей сейчас вообще задумываются и понимают, что и как будет двигать цены токенов кроме спекулятивного спроса, когда хайп спадет и в силу вступят другие мотивы покупки токенов.
В основном сейчас выпускаются токены с одной лишь утилитарной функцией. Такие токены представляют собой валюту в рамках бизнес модели проекта. То есть компания обяжет пользователей расплачиваться именно этими токенами за свои услуги. Зачастую мы скептичны относительно проектов, у которых токены несут только эту фукнцию. И вот почему:
Представим, что владельцы условного супермаркета хотят привлечь средства на развитие, но не готовы делиться долей в бизнесе и поэтому решили использовать ICO как инструмент. Организаторам не совсем понятно, как связать блокчейн с магазином, и поэтому они решили, что обяжут всех пользователей/покупателей расплачиваться токенами, обеспечивая таким образом спрос на них, а значит и рост цены в случае успеха бизнеса.
Допустим, магазин привлек средства и приступил к работе. Пользователи приходят на кассу и с удивлением обнаруживают, что расплатиться своей кредиткой не могут, а должны пойти в специальный банкомат и купить токены. Допустим им очень нужны продукты и они так и делают. В конце кассового дня или даже раньше, кассиры несутся к тому же обменнику, чтобы скорей поменять эти токены на доллары опять, так как зарплаты и счета за электроэнергию можно оплатить только в долларах. Какую полезность несут токены? Да они просто усложняют бизнес-модель. Кроме того спрос на них ограничен лишь коротким периодом между покупкой продуктов и окончанием кассового дня. Токены неизбежно вновь попадают на рынок и количество их предложения остается относительно неизменным, или точнее, растет непропорционально успехам бизнеса.
Это конечно утрированная иллюстрация и многие токены действительно имеют высокую оборачиваемость и задерживаются в руках пользователя значительно дольше, но этот пример позволяет понять от чего отталкиваться при анализе токеномики.
Положительные функции токенов, которые действительно создают мотивацию удерживать их и при успехе бизнеса могут создать стабильный спрос на токены, опишем ниже.
Голосование. Большинство людей, конечно, не склонны проявлять инициативу и функция голосования не так важна для них, но для некоторых это может быть серьезной мотивацией для покупки токенов.
Доступ к продукту. Некоторые проекты требуют владения определенным количеством их токенов для получения доступа к продукту. И это совершенно меняет дело. Каждый новый пользователь создает устойчивый спрос на токены.
Функция ценной бумаги, или актива (выплачивает дивиденды). Большинство компаний стараются избегать применения слов «ценная бумага» относительно своих токенов, зная как SEC (Комиссия по ценным бумагам США) относится к подобного рода активам. В более широком смысле слова, мы просто имеем в виду токены, которые платят дивиденды. Редко, но некоторые компании (криптобиржи, к примеру) платят часть полученной выручки держателям своих токенов. Механизм GAS в NEO тоже является подобным примером, так как удерживая NEO вы получаете токены GAS как вознаграждение за подтверждение транзакций (механизм Proof of stake).
Эффект «зонта». Здесь мы имеем ввиду проекты, с основном блокчейны, которые являются платформой для создания других проектов. Почему, к примеру, Ethereum так популярен? Формат ERC-20 Ethereum используется сотнями ICO для сбора средств, и каждая их транзакция требует оплаты в Eth. То есть спрос на Eth обеспечен не столько его собственными функциями, сколько успехом проектов построенных на нем.
Ноды. Многие блокчейны позволяют пользователям подтверждать транзакции, то есть выступать в качестве Нод и получать вознаграждение за это. В зависимости от механизма консенсуса, это может требовать удержания токенов (например NEO или Tierion) .
Резюме: ICO — замечательный метод приобщиться и заработать на революционном открытии последнего десятилетия — блокчейн. Но, как в любом инвестировании, ICO требует знаний и труда.
Для более скорого принятия решений, можно использовать ICO трекеры c хорошей репутацией (cryptodiffer.com, icodrops.com) и опираться на мнение экспертов рынка. Однако, не стоит забывать, что окончательный анализ и принятие решения вам предстоит сделать самостоятельно.
© vc.ru