Что ожидают инвесторы от выхода Snap на биржу — Разбор аналитиков «Фридом Финанс»

3 февраля компания Snap, владеющая приложением Snapchat, подала документы на проведение IPO. Инвестиционный аналитик компании «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин поделился своим взглядом на то, чем нынешний «единорог» напоминает Twitter и каковы ожидания инвесторов.

2b7c4f5c651323.jpgЭван Шпигель, основатель и генеральный директор Shap

После месяцев ожидания Snap Inc., владелец популярного мессенджера Snapchat, подал публичную заявку, где раскрыл все основные финансовые и операционные показатели, которые долгое время интересовали инвесторов.

Дебют под тиккером SNAP на Нью-Йоркской фондовой бирже станет крупнейшим IPO на рынке ИТ с 2014 года. Объём размещения может достигнуть $3 млрд — именно за столько Марк Цукерберг в 2013 году хотел выкупить Snapchat, но получил отказ. Капитализация на IPO может достигнуть $25 млрд, что на 25% выше оценки по итогам последнего венчурного раунда в мае 2016 года, где Snap привлек $1,8 млрд.

Snap, как и другие «попсовые» единороги типа Uber и Airbnb, пользовался невероятной популярностью у венчурных инвесторов, которые стремились отхватить кусочек на всех этапах. Среди них такие именитые фонды как Benchmark, KPCB, Sequoia, T. Row Price, а также интернет-гиганты Yahoo!, Alibaba Group, Tencent и даже Королевский инвестиционный фонд Саудовской Аравии. Высокий интерес к Snapchat наблюдается и среди инвестбанков, ставших организаторами IPO: Morgan Stanley, Goldman Sachs, JPMorgan, Deutsche Bank, Barclays, Credit Suisse и другие.

Ажиотаж вокруг IPO объясняется в первую очередь темпами его роста: выручка за 2016 год превысила даже самые смелые прогнозы — она достигла $404,4 млн против ожидаемых $350 млн. Таким образом, прирост за год составил почти 700%.

На мой взгляд, это результат низкой базы: монетизировать сервис Snapchat начал лишь в конце 2014 года и не стоит ожидать сохранения темпов роста даже на горизонте пары лет. То же самое касается количества пользователей. На конец 2016 года их было около 158 миллионов — почти на 50% больше, чем годом ранее и в 2,2 раза больше, чем в конце 2014 года. Аналогичную динамику в преддверии своего IPO в 2013 году показывал Twitter, но через год после этого рост замедлился, а акции сервиса микроблогов начали затяжное падение.

Второй тревожный момент — прибыль. В 2016 году чистый убыток достиг $515 млн — на 60% больше, чем в 2015 году. И если сейчас инвесторы закрывают глаза на это, объясняя необходимостью «инвестиций в рост», то рано или поздно захотят увидеть улучшения динамики главного показателя бизнеса. Так происходит всегда: именно погоня за ростом и неспособность зарабатывать прибыль в своё время стали причиной краха доткомов в 2000 году, и не хотелось бы увидеть похожий исход. Снижение уже началось: в четвёртом квартале 2016 года рост выручки составил 400% против невероятных 1200% во втором квартале, а по итогам 2017 года ожидается лишь двукратный скачок.

Ситуацию осложняет конкуренция со стороны Facebook — компания активно расширяет функциональность своих сервисов аналогами Snapchat, что также в дальнейшем может сказаться на темпах роста последней. У Snap есть «умные» очки с камерой, есть идеи по развитию сервисов, но всё это лишь планы, которые добавляют оптимизма, но не гарантируют конкуретных преимуществ.

Несмотря на весь мой пессимизм, я ожидаю настоящего «ралли» акций после IPO — до двух раз, так устроен рынок. Однако если к моменту, когда хайп спадёт и инвесторы снимут розовые очки, Snap не сможет найти устойчивую бизнес-модель, способную приносить прибыль в долгосрочной перспективе, то, как это было с Twitter, рост быстро может смениться падением. Но в этом случае негатив может перекинуться и на другие ИТ-стартапы, которые с большой долей вероятности поспешат на биржу после первичного успеха Snapchat.

©  vc.ru