Что немцу хорошо. Берлин глазами россиянина в первый раз

Вернулся с IFA 2018. Впервые был в Германии и Берлине. Впечатлений много, самые крупные ниже. Но не все, иначе это будет очень долго.

1. Карту принимают далеко не везде, а Apple Pay почти никогда

Многие едут в Европу с мыслью о том, что технологии-де там развиты гораздо лучше. Может в одних сферах это и правда, но точно не в том, что касается банковских карт.

В первый же день я понял, что без наличных в Берлине не пройдешь.

Крупные и продовольственные супермаркеты будут принимать карту. Но места поменьше, вроде придомовых магазинов — почти всегда нет. Cash only, сорри.

Ресторан с виду может быть приличным и крутым, но карту там всё равно не принимают. И вот ты сидишь, никому не нужный турист, в компании с официанткой, плохо знающей английский. Перед тобой чек и ровно ноль бумажных евро. Что делать?

Приходилось оставлять документ (загран, например) и идти до ближайшего банкомата. Пару раз так попал, затем просто снял сумму наперёд. Дальше просто ради интереса вначале предлагал расплатиться картой. В магазинах в среднем получалось два раза из трёх, а вот в ресторанах — лишь один.

Об этом не предупреждают на дверях, это просто не принято. Только в одном месте (небольшой кофейне) увидел инфо на самой кассе.

А про Apple Pay забудьте вообще. Если работает, то скорее чудом и только в крупных федеральных сетевых магазинах. Теперь понимаю, почему Samsung в Европе в почёте: его фишка с эмуляцией магнитной полосы карты была бы очень кстати. Зря Note9 не взял.

2. В метро легко попасть. И сложно разобраться

Я первый раз попал в берлинское метро и подумал, что ошибся. На вид как обычный подземный переход, даже спускаешься совсем неглубоко.

Обычная картина для Москвы? Кассы, проверяющие, рамы металлоискателей. И, конечно, турникеты. Двери, за которыми двери и еще двери.

Обычная картина для Берлина? Одна лестница вниз, сразу перрон. Всё. Жди поезд.

Ни рам, ни сотрудников метро. Касс нет. Садись да езжай. Но лучше так не делать.

Действительно, в метро Берлина можно заходить свободно, без всяких «кордонов безопасности». Но проезд всё равно платный. У входа стоит терминал, который печатает проездные билеты на бумаге, почти как чеки.

Окей, но билеты-то разные. Помимо количества поездок (одна или много), они отличаются допуском к различным веткам метро.

Есть три типа допуска, соответствующих веткам: A/B (1,7 евро), B/C (1,7 евро) и A/B/C (3,2 евро), то есть полный. Стоимость последнего в два с лишним раза больше. Но зато можно путешествовать по всем веткам, не покупая дополнительных билетов.

Билет купили? Теперь поставьте на нём штамп.

Отметку ставит отдельный автомат. Без штампа билет недействителен. Дата же на штампе отсчитывает время действия проездного. Одиночные поездки — строго 2 часа, многократные — в зависимости от того, какой именно выберете.

Получается, что билетом на одиночную поездку можно свободно выходить и возвращаться в метро, сколько душе влезет — главное успеть уложиться в отведённые 2 часа. Очень удобно, потому что не все переходы в берлинском метро организованы под землёй.

Подходим к главному. Вся эта свобода может сподвигнуть вообще не платить за метро и кататься «зайцем». Советую так не делать.

По метро ездят контроллёры в штатском. Они имеют право в любой момент проверить наличие билета. Если его нет, его срок истёк, или же он не проштампован, вам выпишут штраф на 60 евро.

Если что, на 60 евро можно совершить от 18 до 35 поездок (зависит от допуска к веткам). Так что лучше заплатить пару евро, чем попасть на 4700 руб.

Последнее. Схема метро Берлина настолько недружелюбная, что туристу хочется немедленно выйти и заказать такси. Как будто спагетти вывалили на стол и раскидали ложкой.

Московская схема теперь кажется высшим достижением человечества.

3. Радужные флаги везде. На балконах, на стенах и витринах

Радужные флаги почти на каждом шагу, Их в десятки раз больше, чем немецких. А немекцих, кстати, очень мало.

За четыре дня единственный я увидел только на здании Рейхстага, где работает германский парламент.

4. Никто не работает в воскресенье. Магазины тоже

Совершенно неожиданная вещь лично для меня. В воскресенье Германия попросту не работает.

Это касается всех: будь то магазин одежды, продуктовый супермаркет, парикмахерская, прачечная или даже торговый центр. Закрыто минимум до полуночи, ждём в понедельник.

Даже кафе и рестораны в своём большинстве закрываются в воскресенье. Если повезёт, найдете открытую кафешку или придомовой магазин. И ведь это в центре Берлина, на Западе — не представляю, что тогда происходит на окраинах.

На вывесках, кстати, часто даже не указывается воскресенье. Местным понятно, а вот турист легко может попасть.

Если нужны будут продукты или алкоголь, закупайтесь заранее. Или ищите магазины у заправок: они работают всегда.

5. В ресторанах и кафе огромные порции, больше российских

Многие иностранцы, посетившие Россию в период ЧМ-2018, жаловались: в наших кафе и ресторанах просто смехотворные порции блюд.

Их легко понять, побывав, например, в любом ресторане Берлина (да и Германии в целом). Порции в практически любых ресторанах самого разного толка в три раза крупнее, чем в среднестатистическом московском заведении.

Логика у европейцев простая: одного блюда должно быть достаточно, чтобы наесться. И к нему часто прилагаются «допы»: если мясо, то гарнир И (!) салат; если салат, то хлеб и закуски; если первое блюдо, то различные снэки. Доплачивать за них чаще всего не надо.

Допускаю, что мне просто повезло, но везде кормили просто неописуемо вкусно, причём без привязки к ценам. А еще «виноватым» может быть свежий воздух.

У 90% ресторанов есть полностью открытая веранда, и немцы предпочитают есть на ней даже при температуре в плюс 16 вечерних градусов. Тоже так делал.


Иногда даже одного блюда бывает слишком много. Сосиска была размером со всю тарелку, если не больше.

Средний чек на одну единицу алкоголя и одно блюдо — 20–30 евро. Средняя цена второго блюда — 10–16 евро. Пиво по 3–6 евро, вино по 9–15 евро, крепкие напитки как получится, но обычно от 5 евро за шот.

Да, в московских ресторанах можно поесть и выпить в полтора-два раза дешевле. Но лучше я поем один раз так вкусно, как кормили в Берлине, чем заставлю стол гигантскими полупустыми тарелками, как в центре Москвы — и останусь лишь умеренно довольным.

6. Велосипедов часто больше, чем людей

Если судить по тому, что я видел, в Берлине у каждого жителя есть минимум один велосипед. Может, целых два. Либо они пользуются прокатными велосипедами каждый день.

В любое время суток многочисленные велосипедные стойки наполовину заняты. Или полностью. Стоят личные, прокатные, электрические велосипеды.

Самокатов, тем более «электро», очень-очень мало, в этом плане Москва впереди.

Ещё меньше моноколёс и гироскутеров, за четыре дня они проехали мимо только единожды.

Брать велосипеды напрокат можно через мобильные приложения, тут ничего удивительного: кидаешь в них деньги на счёт, активируешь через QR-код стоящий на улице велосипед — и поехал.

От московской системы берлинская отличается как минимум тем, что городских сервисов проката велосипедов больше одного. Некоторые привязаны (и забрендированы) различными операторами и сервисами.

А ещё велосипеды можно брать не просто на пару часов, а хоть на несколько дней.

Средний тариф аренды за 24 часа — жалкие 8 евро. Для сравнения, столько стоит 7-минутная поездка на такси через Uber. А официальные «кэбы» будут в полтора раза дороже.

С такими ценами правда на велик захочешь пересесть.

7. Пешеходные переходы вообще не размечены. И таймера нет

Вопрос. Как лучше? Когда улицы разрисованы желтыми «зебрами», или же когда вообще нет ни одной?

Я не знаю ответа. Без зебр определённо симпатичнее. Пешеходные переходы в Берлине в лучшем случае размечены тёмной кладкой. Либо вообще никак. Понять, что есть переход, можно только по маленьким светофорам.

Повсеместное московское нововведение — таймеры на светофорах — обошли Германию стороной. Нет и звуковых сигналов, если не считать тихого постукивания для плохо слышащих. Бывает, начинаешь переходить на зелёный, и тут резко загорается красный. Оок.

К слову. О «педантичности» немцев. У нас так не переходят дороги в неположенных местах, как это делают в Берлине.

Часто кажется, что никаких переходов вообще им не нужно: бегают по оживлённым дорогам и даже не оглядываются. У нас бы так не рискнул.

И еще интересный факт. Человечек со светофора на территории бывшего ГДР является легендарным: с ним продают тонны сувениров по не самым бросовым ценам. Народ покупает, да и сам захватил пару мелочей.

Я бы продолжил этот список далеко за десять пунктов. Но лучше как-нибудь в другой раз. А вот про берлинский Apple Store расскажу отдельно в следующей статье.

Если тоже были в Берлине и есть, что добавить к впечатлениям — willkommen in den Kommentaren.

Оставайся в теме. Подпишись на наш Telegram

©  iphones.ru