Что делать, если Google Analytics и Google Tag Manager заблокированы Роскомнадзором

cover.jpg

Часть IP-адресов Google Analytics и Google Tag Manager попали в список заблокированных Роскомнадзором подсетей. Поэтому часть запросов к этим сервисам (по нашим оценкам около 10%) приводит к ошибкам.

На что это влияет

У пользователей сайты, на которых установлен Google Analytics или Google Tag Manager, могут грузиться с существенной задержкой. А это сотни тысяч сайтов в России.

У аналитиков и маркетологов проблем больше:

  • Панели управления GA и GTM не открываются или работают со сбоями.
  • На сайте не срабатывают теги всех рекламных сервисов, добавленные через Google Tag Manager.
  • В Google Analytics теряется часть данных о действиях пользователей на сайте.

Последний пункт приводит к искажению метрик в интерфейсе Google Analytics, в отчётах Google Sheets, Google Data Studio и всех приложениях, которые получают данные из Google Analytics. Например, увеличивается расхождение между кликами в рекламных сервисах и сессиями, теряются транзакции, уменьшается собираемая для ретаргетинга аудитория.

Использование VPN

Опыт предыдущих блокировок показывает, что часть пользователей установит VPN. Если в компании нет корпоративного VPN, подобные расширения для Google Chrome помогут также аналитикам и маркетологам получить доступ к панелям управления Google Analytics и Google Tag Manager.

Но без восстановления полноценного сбора данных ценность Google Analytics будет существенно ограничена. Кроме того, нет уверенности в том, что данные не перестанут собираться полностью.

Альтернативы Google Tag Manager и Google Analytics

Для Google Tag Manager есть много альтернатив, включая отечественный DigitalDataManager. Но все они платные, и для переноса тегов придётся не только настраивать их заново, но и менять формат данных в dataLayer.

Для Google Analytics альтернатив не меньше, включая «Яндекс.Метрику», которая по доле рынка занимает уже второе место в мире. Но переход на другую систему аналитики создаёт очевидные проблемы: потеря исторических данных, готовых интеграций, необходимость повторного внедрения кодов отслеживания на сайте и переобучения сотрудников. Кроме того, часть функций Google Analytics является уникальной и недоступна в других бесплатных сервисах аналитики.

Все это — решаемые задачи, но вряд ли кто-то хотел бы заниматься ими в срочном порядке, теряя данные и деньги.

Проксирование запросов к Google Analytics и Google Tag Manager

По нашему опыту, хорошим и быстрым решением для средних и крупных сайтов является проксирование трафика через выделенный сервер. В этом случае запросы с сайта будут отправляться сначала на ваш сервер, а с него по Measurement Protocol в Google Analytics.

Для этого на сайте достаточно будет заменить домен, с которого загружаются скрипты gtm.js или analytics.js. В нашем случае это выглядит так:



Мы используем этот способ для наших клиентов и хотим поделиться рекомендациями по настройке такого сервера:

  1. При выборе хостинга убедитесь, что запросы с сервера будут успешно доходить до сети Google, а сами IP, выдаваемые самим хостером, не являются заблокированными.

  2. При получении запроса к gtm.js или analytics.js ваш сервер должен запросить аналогичный файл с сервера Google, а затем заменить в ответе домены Google на адрес вашего сервера. Это необходимо, чтобы запросы к вспомогательным скриптам, например ec.js, также направлялись к вашему серверу.

  3. При получении хита необходимо явным образом указать IP и user-agent клиента, чтобы Google Analytics отображал в локациях посетителей не только ваш офис.

  4. Не забудьте подключить SSL-сертификат и настроить 307 редиректы для http-запросов.

  5. Если ваш сервер использует ipv4, убедитесь, что при проксировании запросов к сервисам Google ваш веб-сервер использует ipv4, а не ipv6.

  6. Включите keepalive, чтобы сэкономить на сетевых подключениях.

  7. Учтите, что POST-запросы через Measurement Protocol могут отправляться с пустым телом и все данные будут в URL.

  8. Настройте мониторинг, чтобы вовремя среагировать, если серверу станет «плохо», иначе данные потеряются.

Вместо выводов

События последней недели заставили многие компании задуматься о качестве и сохранности их данных. Крупным проектам разработка собственной системы аналитики действительно может помочь застраховаться от части рисков. Но не стоит забывать, что Google Analytics —это наиболее универсальная система аналитики, которая помогает бизнесу в том числе контролировать отношения с партнёрами.

Поэтому мы рекомендуем всем, кто использует системы аналитики, дублировать данные Google Analytics в хранилище, которое принадлежит вам. Для этого подойдут облачные сервисы Google BigQuery, AWS RedShift или внутренние ClickHouse, HP Vertika.

#блокировки #инструменты

©  vc.ru