«Чтиво», Джесси Келлерман

«Чтиво», Джесси Келлерман

Непростые идеи — в очень профессионально написанном детективе, читая который немудрено пропустить свою остановку.

«Чтиво» — роман, с первого взгляда, достаточно простой: детективный сюжет, слаженный язык (даже несмотря на посредственный перевод), добротно нарисованные персонажи. Он будет интересен — как и полагается произведению массовой литературы — широкой аудитории, причем это, безусловно, преимущество. Несмотря на штампованность характеристик (например, главный герой — не реализовавший себя писатель, обиженный на жизнь настолько, что не в силах купить мобильный телефон), роман читается легко. Главы небольшие: они словно создавались для московского метро — всегда можно прерваться, чтобы совершить пересадку. И все же если вглядываться пристальнее, то можно заметить в «Чтиве» несколько по-настоящему любопытных моментов.

Сценарий закручен: пропадает в море популярный писатель Уильям де Валле, автор триллеров, которые написаны безвкусно, но продаются огромными тиражами. Горюют буквально все, кроме его старого друга, который ревнует не только к его успеху, но и к жене, в которую он когда-то был влюблен. Однако после похорон Артур Пфефферкорн (главный герой), спит с женой погибшего товарища, крадет его недописанную рукопись и становится знаменитым. Дальше начинается шпионский детектив: в книгах де Валле оказывается шифр, в дело вступает политика, появляется таинственная центральноевропейская страна Злабия и все оказывается не тем, чем представлялось… Интрига, неожиданные повороты — вот это все.

Стоит отметить, что автор, скорее всего, ко всему этому относится несерьезно. У него иная задача: сохранив интерес читателя, перебрать (как в библиотечном каталоге) как можно больше жанров. Роман начинается с мистификации: в самом начале даны несуществующие отзывы существующих личностей и американских журналов на несуществующие триллеры де Валли. Начинается «Чтиво» как некий психологический роман, произведение о неудавшемся писателе и его успешном «друге-враге» — словно некая урезанная версия «Черного принца» Айрис Мёрдок.

Автор «Чтива» Джесси Келлерман, человек безусловно образованный (учился в Гарварде и Брандейском университете), раскрывая персонажей, прибегает и к фразам-клише, и растягивает диалоги, и погружается в воспоминания вместе с героями, используя «параллельный монтаж» и противопоставления (я крутил романы, он 30 лет жил с одной женщиной; на моем столе беспорядок, на его — печатная машинка и стопка листов). Активно пользуется литературным наследством: тут и кусочек Керуака, и Джона Барта, и емкие короткие хемингуэевские предложения. И это помогает ему не засушить начало, сделать так, чтобы читатель не бросил — качество, достойное популярного писателя.

Хотя повествование и ведется от одного и того же лица, становится понятно, что кража рукописи меняет жанр — рождается детективный элемент. «Чтиво» сделан качественно. Детектив (а это все-таки детектив, несмотря на обнадеживающие первые сто страниц) обязан иметь крепкую конструкцию, на которой крепится морковка для читателя, заставляющая его листать страницу за страницей. Да, много сцен, которые можно было бы вырезать, и персонажи не потеряли бы от этого ничего, не совсем удачные в плане юмора диалоги, однако вполне вероятно, что вам пару раз придется пропустить свою остановку, читая «Чтиво».

Автор рецензии: Дмитрий Дуков

Подробнее о книге…

Источник: BookLand.com

Похожие публикации: Дмитрий Рус «Играть, чтобы жить», Книга 1. «Срыв«Алан Брэдли — Здесь мертвецы под сводом спятУбийство «по Skype» в новом романе Татьяны Поляковой «Найти, влюбиться и отомстить«Нил Гейман (составитель) — Фантастические созданияВладимир Георгиевич Сорокин «День опричника»

©  ebook