Чрезмерная улыбчивость, серьёзность и смена интонации: из-за каких ошибок выступление становится менее убедительным

Перевод издания «Идеономика» о вредных привычках ораторов.

Оратор должен вызывать доверие. Если на протяжении вашего выступления аудитория задумывается, принимать ли вас всерьез, можете не надеяться, что ваше послание возымеет какой-то эффект. Иногда степень вашей убедительности объясняется вашим поведением не меньше, чем содержанием вашего сообщения. Вот несколько распространенных вредных привычек.

1. Чрезмерная улыбчивость

Ораторов часто учат улыбаться, но многие перегибают палку. Вместо того, чтобы улыбаться постоянно, улыбайтесь спонтанно — улыбка должа быть естественной реакцией на определенную часть вашего сообщения или отклик аудитории. Не нужно наклеивать на лицо бессменную улыбку, из-за которой вы выглядите деревянными, как кукла Барби или Кен. Чрезмерная улыбчивость выглядит фальшиво, и определенно снизит доверие к вам.

2. Чрезмерная энергичность

Каждому оратору необходимо проявлять легкость в общении. Быстрая речь, активная жестикуляция и отрывистые движения — все это вызывает беспокойство, а не энтузиазм. Из-за этого ваша энергия выглядит слишком резкой, как отбойный молоток. Конечно, стоит побеспокоиться о том, чтобы ваши слушатели не заснули, но тут довольно легко переусердствовать. Демонстрируя гиперактивность, вы будто бы разговариваете над аудиторией, а не с нею.

3. Подмигивание

Подмигивая, вы отправляете сообщение: «Поняли?» Оно приглашает аудиторию к поискам какого-то неявного смысла, чего вы, скорее всего, не хотите. Можно подумать, что подмигнув один или два раза в ключевые моменты, вы покажетесь человеком умным или интригующим, но чаще всего это будет стоить вам доверия из-за недостатка ясности и очевидности.

4. Активное перемещение

Не нужно непрерывно ходить туда-сюда. Движение во время выступления отвлекает аудиторию. Люди больше обращают внимание на движение, чем на то, что вы говорите. Я, будучи режиссером театра, усвоила один принцип: нужно избегать того, чтобы актеры ходили и говорили одновременно, если только это не проходные реплики. Как оратору вам не обязательно сохранять полную неподвижность, но слишком много движения говорит о том, что вся ваша речь — всего лишь проходная реплика. Слушатели пропустят ключевые моменты и начнут сомневаться, можно ли вам доверять.

5. Проявление нервозности

Вы уже знаете, что не надо беспокойно передвигаться, но иногда бывает трудно избежать мелких движений — особенно, когда вы нервничаете. Если теребить волосы, украшения или одежду, можно почувствовать себя более комфортно, но выглядеть при этом вы будете не слишком хорошо, и зрители будут задаваться вопросом, почему вы так нервничаете. Они увидят нестыковку между тем, что вы говорите, и тем, что демонстрируете — и почувствуют ваше беспокойство.

6. Стоический вид

Хотя чрезмерная энергичность может уничтожить доверие к вам, недостаточная энергичность может сделать то же самое. Слишком стоический вид может произвести впечатление механичности — или, что еще хуже, показать, будто вы что-то скрываете. Некоторые думают, что нужно изобразить серьезность, чтобы вас воспринимали всерьез. Но если зайти слишком далеко, в конечном итоге вы будете выглядеть, как робот.

7. Смена интонации

Недавние исследования были сосредоточены на так называемом «upspeak» — склонности завершать предложение с более высокой интонацией. Но я поняла, что главный враг правдоподобности — слишком большая изменчивость интонации.

Ваша интонация должна оставаться на том же уровне или ослабевать к концу предложения. Ведь если ваш голос поднимается в конце предложения, оно звучит как вопрос. Это может сделать речь менее убедительной. С точки зрения слушателей, слишком много вариаций интонации в вашей речи — как поездка на американских горках: отвлекает, а не привлекает.

Ваш авторитет оратора всегда зависит от того, что вы говорите, но столь же важно то, как вы это говорите. Когда вы нервничаете, эти распространенные вредные привычки легко не заметить, но уделяя немного больше внимания тому, как вы выглядите и говорите, можно постепенно добиться, чтобы вас действительно хотели слушать.

Статьи по теме:

  • Шесть самых дурных советов для ораторов
  • Как впечатлить аудиторию: три урока от Кармина Галло
  • Пять ежедневных упражнений, которые сделают вас отличным коммуникатором

©  vc.ru