ИТ-отделы играют все менее значимую роль в технологиях

Технологии становятся все более простыми в использовании, но внутри компаний они заметно усложнились. Это означает, что где-то ИТ-отдел стал менее необходим, а в чем-то, наоборот, приобрел большую значимость. К тому же теперь он рука об руку взаимодействует с бизнесом, пишет Computerworld.

В этой парадоксальной ситуации нет ничего нового. Вспомните хотя бы DOS с его интерфейсом командной строки. Нельзя было просто так сесть и начать использовать ПК на базе DOS без серьезной предварительной подготовки. Что хочет от меня этот мигающий курсор? Персональные компьютеры было довольно сложны в использовании, а вот лежащая в их основе операционная система - относительно ясной. Приблизительно в то же время Apple начала продавать компьютеры с графическим пользовательским интерфейсом, благодаря которому их использование стало более интуитивным. Но ОС Macintosh была на несколько уровней сложнее, чем DOS. В конце концов система DOS открыла двери для Windows, и соревнование между компаниями - кто сможет упростить компьютеризацию - началось. Но с каждой модернизацией, которая, несомненно, облегчает жизнь пользователей, внутренние коды становятся все сложнее.

С тех пор расхождение между тем, что узнают пользователи на своем опыте и тем, что требуется от них, чтобы это ощутить, становится все больше. Сегодня это выражается в некоторых передовых технологиях, включая облачные вычисления. Для типичного конечного пользователя такие облачные сервисы как Salesforce.com, Apple iCloud и Google Gmail просты в использовании, интуитивно-понятны, универсальны и экономичны. Однако внутри компаний для поддержки требований внутренней многоарендной архитектуры облачных приложений необходимы инновации и технические разработки, чтобы они согласованно работали с традиционными приложениями. Облачные приложения нуждаются в логических схемах даже в большей степени, поскольку они должны поддерживать многочисленных пользователей и организации и обслуживать их личный контент, и при этом защищать и сегментировать свою информацию.

Помимо самого ПО, то же самое происходит и в более широких слоях облачной инфраструктуры. Там, где когда-то у ИТ-отдела было два варианта размещения – информационные центры компании или аутсорсинг ИТ, сейчас существует целых пять: традиционные местные центры, общедоступная сеть, частные облака - как внутри компании, так и размещенные на ведущем узле, и аутсорсинг ИТ. Более того, эти пять моделей теоретически организованы так, чтобы находить оптимальное решение, в какой инфраструктуре какие приложения запускать, исходя из таких параметров как надежность, доступность, наличие и безопасность, а также экономичность и универсальность.

Еще один пример - смартфоны и планшеты. В плане простоты использования нынешние устройства намного превосходят своих предшественников, существовавших всего несколько лет назад. Конечно, внутри компаний вычислительные мощности и встроенные устройства и функции стали гораздо мощнее и сложнее. Например, процессор Apple A5X в iPad третьего поколения имеет двухъядерный процессор частотой 1 ГГц и состоит из интегральной системы, которая сочетает в себе центральный процессор малой мощности, графический процессор и другое техническое обеспечение.

При этом разработка ПО претерпела трансформационные изменения - от двухъярусной архитектуры "клиент/сервер" до трехъярусной веб-архитектуры и современной модели разработки, где предполагается, что приложения будут совместными, расположенными в определенных местах, и с доступом по требованию, какими и должны быть объединенные интерфейсы для социальных, мобильных и облачных расширений.

Какое же будущее ожидает корпоративные ИТ? Вот лишь несколько предположений экспертов:

Консьюмеризация ИТ будет продолжаться

По мере развития ИТ-организации все больше будут ориентироваться на пользователей, и многие специальные функции станут доступны широкой аудитории по более низким ценам. Как известно, многие современные смартфоны и планшеты уже играют огромную роль в компаниях, например, служат для автоматизации процессов продаж и послепродажного обслуживания, заменяя дорогостоящие и узкоспециализированные решения. Опрос о консьюмеризации ИТ, проведенный компанией Unisys, показал, что 40% устройств, используемых ИТ-специалистами для доступа к бизнес-приложениям, были приобретены самими сотрудниками, что на 10% выше показателей прошлого года.

ИТ-отделы теряют роль посредников

Поскольку эффективные решения можно свободно приобрести на потребительском рынке, корпоративные покупатели из разных отделов компании стараются обходить ИТ-департаменты стороной и приобретают технологии самостоятельно. Все это связано с расширением консьюмеризации ИТ, является результатом политики "принеси на работу свое устройство", и относится ко всем группам и отделам компании.

Степень сложности заставляет ИТ-отделы менять свои задачи

ИТ-отделы все чаще устанавливают свои политики и управляют сторонними технологиями вместо того, чтобы разрабатывать свои собственные. ИТ-отделы стали чаще выступать в роли советников коммерческих структур компании и осуществлять руководство над приобретаемыми на стороне технологиями. Конечно, не все устройства и приложения, которые покупают пользователи, работают в корпоративном окружении без проблем, поэтому ИТ-отделы продолжают оставаться интеграторами и менеджерами технологий, и их роль в управлении будет только усиливаться. Роль интегратора – ключевая, поскольку пользовательские технологии, задействованные в корпоративной инфраструктуре, создают определенные проблемы: например, ощущается меньше поддержки со стороны вендоров, планы развития продукта ограничены, а также менее предсказуем опыт применения у пользователей.

ИТ-департамент становится коммерческим отделом

Поскольку ИТ в большей степени становятся частью реального товара или услуги, поставляемого заказчикам, ИТ-отделы начинают брать на себя все больше коммерческих функций. Это парадоксальное явление для информационных технологий. Поскольку ИТ-департаменты стараются уйти от комплектации технологий и перейти к их интеграции и к функциям, приносящим наибольшую ценность, чтобы управлять и следить за всей этой невидимой сложностью, они могут стать серьёзными стратегическими советниками бизнеса. Например, так как сейчас компании стремятся по максимуму использовать такие прогрессивные ИТ-тенденции как облачные вычисления, социальную компьютеризацию, мобильность, ИТ будут играть ведущую роль в интегрировании общедоступных и частных облаков, использовании социальной компьютеризации на предприятии для управления знаниями и инновациями, пересмотре и изменении бизнес-процессов в новом мобильном контексте и в определении схем и представлений в массе оперативных данных для того, чтобы помочь достичь конкурентного преимущества.

ИТ-отделы уже начали осваивать эту новую роль благодаря консьюмеризации и другим прогрессивным ИТ-трендам. Пока основная обязанность ИТ остается прежней, как это и было на протяжении многих десятилетий – использовать информационные технологии, чтобы приносить бизнесу пользу и прибыль. Сегодня, несмотря на продолжающееся наполнение рынка товарами и возросшие сложности, у ИТ-организаций гораздо больше возможностей, чтобы воплотить эту обязанность в реальность и продвинуть трансформационные бизнес-изменения вперед.

©  @Astera