Club.CNews: BPM и инновации

К 10 утра почти все участники – чуть менее ста человек – были в сборе. Первой традиционно выступила Мария Попова из CNews. Она говорила об основных тенденциях в процессном управлении. Подтвердилось мое ощущение достаточно равномерного развития рынка BPM, несмотря на прогнозы трехлетней давности о вероятном «взрывном» росте. Тенденция усиления интереса к KPI по процессам, зафиксированная Gartner, также наблюдается в России. Как следствие, продолжающие на этом рынке процессы M&A: например, Open Text купила компанию Global 360. По словам аналитиков, активно развиваются и бесплатные open-source BPM-системы: самая активная в России – Alfresco (Activity). Приятно было услышать об интересе к облачным продуктам нашей компании Software AG. Понравилась фраза одного из аналитиков о том, что без управления бизнес-процессами нет роста бизнеса. Кто бы спорил!

Затем я рассказывал о наших инструментах ARIS и webMethods. Подчеркнул необходимость архитектурного подхода при описании бизнес-процессов. Дело в том, что для наведения порядка, чего так жаждут все компании, зачастую уже необходимо описывать и систематизировать корпоративные данные и информационные системы. Отметил такое практическое наблюдение: интерес к BPM-проекту в компании чаще всего инициируется из проекта по внедрению инструментария Process Intelligence, когда проводится анализ показателей по процессу и фиксируются ошибки в процессе. Для их устранения формируется перечень мероприятий по оптимизации процесса, что требует как организационных изменений в бизнес-процессах, так и изменений в информационных системах или даже внедрения новых приложений.

Анатолий Белайчук уделил внимание  вопросам эффективности внедрения процессного подхода и зрелости компаний в области процессного управления. Не буду спорить с тем, что лучше еще до старта проекта определить те показатели, которые должны быть улучшены при внедрении BPM. Однако во многих компаниях не признаются в наличии у них неоптимальных процессов. Говорят, у нас, мол, все хорошо работает. На это тоже есть ответ: ок, у вас все хорошо сейчас, но если не заниматься оптимизацией, то дальше будет только хуже». Еще понравилась фраза – «Культура организации кладет стратегию на обе лопатки». Такое в России можно часто видеть. В общем, хороший методологический доклад по оценке эффекта от BPMS.

Доклад о внедрении BPM-системы в «Тинькофф Кредитные системы» показал технологичность этой компании в части процесса «онлайн обработка кредитных заявок». 20 тысяч кредитных заявок в день, 60% всей деятельности банка. Внедрение заняло 6 месяцев по полному циклу. Детали проекта показали, что от BPM там было совсем чуть-чуть – основная нагрузка была на интеграционном уровне (шина ESB). Новостью для меня оказалось и объединение продуктов IBM Lombardy и Process Server в единый продукт IBM BPM. Из Lombardy в него перешло управление жизненным циклом процесса, управление версиями, а BPM-движок взят из Process Server, что сделало систему тяжелее и сложнее.

Неплохо смотрелся доклад профессора АНХ Алешина, который говорил о взаимодействии и взаимопонимании бизнеса и ИТ-специалистов.  Полностью согласен с тем, что при передаче информации через 4 уровня получается 100%-ое искажение и что при описании процессов взгляды на них сильно разнятся, если рассматривать их с точки зрения ИТ и бизнеса. Запомнился также доклад Юрия Лица, который рассказывал о проекте оптимизации процесса продаж с применением методологии Lean. И хотя ее применение в процессе продаж достаточно спорно, я увидел сильную корреляцию с теми подходами, которые мы используем в инструментарии Process Intelligence.

©  CNews