Club.CNews: Как решить проблему нехватки квалифицированных специалистов на современном рынке труда

Прошли те времена, когда вуз брал на себя обязательства искать студентам подходящие места для прохождения практики,  которая не была пустым звуком от печати канцелярии, принимающей организации, а являлась  реальным вовлечением молодых специалистов в производственный процесс. С кулинарными училищами и другими подобными техникумами все понятно – у них практика существовала всегда. Но есть и другие специальности, например, юристы, связисты – если им не повезет найти хорошее место, они будут бумажки перебирать для галочки, потому что более ответственную работу им боятся поручить, но засчитают такую деятельность как полноценную деятельность по своему направлению. Во время приема на работу работодатель ожидает от выпускника-специалиста наличие опыта работы, который отмечен у него в дипломе. Однако, кто знает, чем в действительности занимался соискатель во время прохождения практики. В общем, мы имеем множество дипломированных специалистов без соответствующей квалификации, что является большой проблемой для современного рынка труда.

На сегодня некоторые компании все-таки практикуют включение студентов в полноценный производственный процесс,  но далеко не каждая организация готова пойти на подобный шаг, поскольку он несет в себе определенные риски, которыми важно управлять и необходимо контролировать. А вузу в свою очередь не хочется «жить в эпоху перемен», так как сотрудничество с бизнесом предполагает внесение некоторых изменений в образовательный процесс.

Попробую сформировать список рисков заключения соглашения о партнерстве между бизнесом и вузом, а также несколько способов, как риски превратить в преимущества не только для упомянутых двух сторон, но и для студентов.

Риски вуза:

1.       Замена академических часов вуза учебными часами бизнеса. Чтобы такого не произошло, практические часы бизнеса с вовлечением в реальный производственный процесс ставятся как дополнение к читаемой теории на базе учебной программы вуза.

2.       Опасение неопределенности во время реализации изменений. Для снижения этого риска предоставляется подробный план реализации изменений и индикаторы, по которым будет оцениваться результат: улучшение имиджа вуза, пиар вуза за счет сотрудничества с бизнесом, расширение ассортимента образовательных услуг за счет возможности предоставить студентам прохождение практики на производстве.

Риски для бизнеса:

3.       Риск высоких недополученных доходов из-за потери драгоценного времени на работу со студентами. С одной стороны, кажется, что на обучение студента тратится слишком много времени. С другой стороны, на нового сотрудника из другой компании, которого придется переобучать с нуля, затрачивается на много больше времени – здесь играют роль такие факторы, как привычки, специфика работы старой организации, сложившийся тип мышления. Студент впитывает в себя информацию быстрее и лучше, чем опытный работник (за счет свежего взгляда и зачастую, большего энтузиазма и амбиций), таким образом, происходит подготовка кадров именно под нужды организации.

Из всего этого вытекают преимущества для студентов, они получают:

1.       возможность использовать компанию в качестве объекта исследования для дипломной работы;

2.       практические навыки, участвуя в реальных проектах компании;

3.       возможность дальнейшего трудоустройства в компании, где проходили практику;

4.       возможность влиться в коллектив компании, познакомиться ближе с корпоративной культурой и понять, подходит ли ему компания для дальнейшей работы.

©  CNews