Club.CNews: Электронное правительство: законы для всех, деньги лучшим.

 

В конце сентября председатель правительства Владимир Путин провел совещание по вопросам предоставления госуслуг населению. В первую очередь это подведение итогов готовности к переходу на межведомственное взаимодействие федеральных ведомств с 1 октября 2011 года. Во вторую, определение ближайших перспектив программы создания информационного общества РФ.

 Cnews опубликовал соответствующий материал по этому поводу, а также  выдержки протокола совещания, с цитатами выступавших федеральных министров.

Об этом можно прочитать на сайте самого Cnews, а мне бы хотелось прокомментировать некоторые пункты этих выступлений. 

 1. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, в отчете указала, что  «проделана  большая работа по настройке информационных систем, потому что в разных ведомствах свои информационные системы, они должны взаимодействовать друг с другом. Пришлось поменять 70 законов, для того чтобы эта система заработала».

Достойная цифра в 70 законодательных актов, причем речь идет именно о взаимодействии информационных систем, а значит электронном взаимодействии. 70 законов касающихся процессов оказания госуслуг, это даже для РФ большое количество.  И если проработка этих законов была комплексная, то изменения оказались бы более ощутимыми. Пока же из тех поправок, которые делались в развитие Закона 210-ФЗ и еще ранее в большой блок законодательных актов по лицензированию, в явном виде информационной диктутуры нет. Это в основном поправки о том, что помимо бумажного заявления ведомства могут принимать и электронные обращения. Как я уже однажды упоминал, о такой форме на примере проекта одного из административных регламентов для федерального ведомства правило о подачи электронного обращения прописывается в НПА, но далее все остальные административные процессы расписаны так, как это полагается для обработки бумажных документов. Одного лишь условия о принятии электронного заявления недостаточно чтоб функционировало электронное взаимодействие на многих стадиях административного процесса. Административные регламенты являются подзаконными актами, нижестоящими по отношению к закону по иерархии, и прописанные в них процедуры в первую очередь указывают на то, что в документах верхнего уровня электронное взаимодействие сейчас очевидно только на стадии подачи заявления с портала и мониторинга порядка его рассмотрения, с личным предоставлением недостающих документов, подписанием бумажного заявления и получением итогового результата.

Ознакомиться с проектами административных регламентов федеральных органов исполнительной власти можно здесь:

 http://www.ar.gov.ru/

 Вторая лавина поправок была по поводу запрета требования  справок выдаваемых другими ведомствами.  В текущим виде реализация этих идей не связана напрямую с электронным межведом, потому что запрет касается требования справок,  но не предписывает ведомствам обмениваться ими обязательно в электроном виде.  Письма, факсы и курьерские доставки по-прежнему актуальны.

По этой причине хотелось бы, чтоб нормативная работа по обеспечению взаимодействия ведомств при оказании услуг получила более системный характер и была направлена, что называется в самое сердце ее сути – юридически значимый электронный документооборот с фиксацией результата в электронном виде. К примеру, бланк электронной лицензии, которую лицензиат получает, как результат услуги и может предоставлять неограниченному кругу лиц в подтверждение ее наличия, в том числе иным органам государственной власти и  судебным инстанциям. 

Но все это повод для оптимизма, а не наоборот. Все говорит о том, что законодатель и правительство на достигнутом не остановятся.  У того же Минкомсвязи РФ на сегодняшний день уже разворачивается техническая инфраструктура для СМЭВ, которая вполне ориентирована на планируемый интерактивный порядок оказания государственных и муниципальных услуг.

 2. В свою очередь на совещании с премьером  министр связи Игорь Щеголев  напомнил, что Минкомсвязи приняло решение создать дополнительный фонд, за счет оного планируется помогать регионам, которые «хорошо идут по этому пути». Объем фонда, по словам министра, составляет 500 млн. руб., «достаточно большой для того, чтобы стимулировать ежегодно подобного рода проекты в регионах».

Очень интересное  заявление  про выделение субсидий на будущий год по программе «Информационное общество» по линии Минкомсвязи. По сведениям того же Cnews, ожидается что, фонд будет увеличен за счет средств Минэкономразвития (на 160 млн руб.) и дополнительных средств госпрограммы (еще на 100 млн руб).

Как потом это прокомментировал заместитель министра связи Илья Массух. – Субсидии будут получать те из них, кто представит лучше планы. Задача поддерживать из него отстающих не стоит».  

Предположу, что  сейчас появится порядок выбора данных регионов. Кроме того это будут те регионы, которые выделяют свои бюджетные средства на реализацию программы, поскольку субсидирование предполагает:

©  CNews