Как правильно уволиться с работы?

Кто из нас не хотел просто взять, бросить все и уйти из компании? Но не спешите. Увольняясь с работы, не забывайте соблюдать правила делового этикета, и лишний раз убедитесь, что, несмотря на уход, ваша карьера и репутация остаются незапятнанными.

Бросить работу - дело непростое, без подводных камней здесь не обойтись. Даже несмотря на заявления Бюро статистики труда США о том, что процент безработицы в ИТ-отрасли находится на уровне 3,3%, реальная ситуация на рынке труда сегодня не настолько безоблачна. Решение уволиться с работы требует определенной смелости, контроля и уверенности в себе. Уйти, не навредив своей репутации, не запятнав достоинства и связей - самое главное. Так как же это осуществить? Вот что советуют эксперты CIO.com.

Вам должны быть хорошо известны причины ухода

Стивен Ван Рид из компании IT TechExec считает, что даже если ситуация на старой работе была довольно мрачной, подумайте, какой прекрасный опыт вы приобрели, работая там. Это может быть и карьерный рост, и профессиональное развитие, и руководство ответственными проектами. Здесь следует вспомнить и друзей, которых вы приобрели, и коллег, с которыми вам посчастливилось трудиться рука об руку. Эти связи и есть самое важное на вашем карьерном пути.

Будьте честны сами с собой и оставайтесь объективными. Говорить, что работа ужасна (хотя это может быть действительно так!), и что вы хотите просто найти что-то другое, не всегда целесообразно. Хорошенько подумайте о причинах своего ухода и попытайтесь отбросить все эмоции в сторону. Поняв реальные причины, вам будете проще найти новую работу и распланировать свою дальнейшую карьеру.

Когда лучше рассказать об уходе?

Если вы знаете, куда собираетесь уходить, ответ лежит на поверхности. Если четких планов у вас нет или вы находитесь на перепутье, тогда необходимо решить, стоит ли уходить сейчас или подождать какое-то время.

Кому как не вам знать о культуре, царящей в вашей компании. Кто-то может спокойно отнестись к поискам работы своих сотрудников, но большинство, узнав о ваших планах, захотят вас уволить. По мнению Ван Рида, "бомбу бросать следует только тогда, когда вы уже все тщательно распланировали". Самый оптимальный сценарий - уже иметь предложение от другого работодателя, но, к сожалению, это не всегда возможно. Планирование может помочь сделать переход на другую работу менее стрессовым.

Как рассказать об этом?

Согласно офисному этикету, рассказать о своем решении следует непосредственному начальнику лично. Такую важную информацию не доверяют ни почте, ни телефону. Вы поступите как профессионал, если перед тем, как объявить о своем уходе, подготовите письмо об увольнении. Старайтесь, чтобы оно было составлено в позитивном ключе.

Возможно, найдутся и другие люди, кому вы сами захотите сообщить эту новость. Спросите своего непосредственного руководителя, можете ли вы напрямую сказать об этом другим менеджерам, советует Говард Сейдел из компании Essex Partners.

Как отвечать на встречные предложения?

Некоторые специалисты считают, что очень неразумно принимать встречное предложение, но, как правило, все зависит от причины вашего ухода из компании. Кстати, именно поэтому надо отдавать себе отчет, почему вы уходите. Ван Рид рекомендует быть готовым к встречным предложениям, если вы знаете, почему компания хочет удержать вас. Если деньги - основная причина, и компания предлагает то, что вы хотели, тогда, возможно, стоит рассмотреть это предложение. Но если вы уходите, потому что вам не нравится культура компании и стиль управления, тогда никакая денежная компенсация ситуацию не исправит.

Итак: вы прямо сообщаете, что уходите, потому что у вас все распланировано. Если встречное предложение довольно заманчиво, вы должны четко понимать, что может удержать вас в компании.

Что следует сообщить о своем уходе?

Хотя это и так всем понятно, но все же не следует сразу "забивать на работу". Несмотря на то, что официально положено отработать две недели до увольнения, необходимо учитывать и сложность собственной должности. Сможете ли вы передать обязанности другому в течение двух недель? Или понадобиться больше времени, чтобы найти себе замену и обучить его?

Бывают ситуации, когда кто-то уходит не в лучшие времена для компании, поэтому будьте готовы к тому, что, даже предупредив работодателя заранее, вас могут уволить без отработки.

Человек не всегда может позволить себе такую роскошь, как проработать больше положенных двух недель, но если такая возможность есть, воспользуйтесь ей. Новый работодатель должен понять и оценить, что вы стараетесь завершить все свои дела на предыдущем месте.

Постарайтесь сделать переход на другую работу плавным

Передача накопившихся знаний запомнится надолго после вашего ухода. Прежде чем сообщить о своем уходе, Ван Рид советует составить список того, что вы знаете и готовы передать. Список должен быть таким, чтобы любой сотрудник в отделе мог в нем разобраться. Это может быть и отчет о состоянии проектов, список разработок, над которыми вы работаете, заметки о тех данных, которыми владеете только вы и т.д.

Обновите свои резюме и профайлы в сети

Если вы не сразу переходите на другое место работы, тогда следует обратить внимание на свое портфолио и присутствие в сети. Эксперты считают, что для поиска новой работы необходимо иметь в сети свое резюме, сопроводительное письмо, профайлы и другую необходимую документацию, и если у вас эта информация уже есть, следует ее актуализировать. Это может быть и резюме, и страницы в LinkedIn, Facebook, Google+. Если вы займетесь этим после своего увольнения, то можете попросту упустить время, и вам придется изрядно попотеть, чтобы найти достойную работу.

Сохраняйте рекомендации от своих бывших коллег

Если вы не сразу переходите на новую работу, свяжитесь с двумя-тремя коллегами и попросите их дать вам рекомендации сразу же после вашего ухода, пока их воспоминания еще свежи. Подумайте, кто бы из них мог дать вам самые лучшие характеристики. Было бы также неплохо попросить их указать те области знаний и опыта, в которых вы достигли определенных целей. Например, если вы контент-менеджер, но при этом еще и хорошо разбираетесь в SEO, и хотите дальше работать SEO-специалистом, попросите своего коллегу отметить ваш профессиональный уровень именно в этой области.

Помимо бывших коллег, рекомендации можно получить и от своих клиентов. Если вы ушли из компании, но никто не может сказать о вас ничего хорошего, это может стать серьезной проблемой.

Итак: просите своих коллег дать вам рекомендации и ориентируйте их, о чем там следует упомянуть.

Не забывайте о позитивном настрое

Закатывание сцен и удар по компании, возможно, и выглядит сногсшибательно в каком-нибудь фильме, но в реальной жизни такие вещи надолго запоминаются и могут когда-нибудь еще вам аукнуться. Лучше избегать совместных обсуждений, но если вам приходиться это делать, старайтесь говорить в позитивном ключе. Уходя из компании, не забывайте о здравом смысле и соблюдайте правила приличия. Даже если ситуация не из приятных, попытайтесь быть выше этого.

Все наслышаны об историях, когда люди рассылают разные глупости через Facebook или Twitter. Если вы работаете в ИТ и не думаете, что ваш новый работодатель заглядывает в социальные сети, изучая профайлы, то вы глубоко заблуждаетесь. Размещение объявления о своем новом месте работы - это прекрасно, но если вы принижаете своего бывшего начальника или ругаете предыдущую компанию, будьте уверены, это вернется вам сторицей. Успех - всегда лучшая месть, но сжигать мосты - плохая идея, вне зависимости от ситуации.

Будьте осмотрительны на заключительной беседе в бывшей компании

Такие интервью таят в себе много ловушек. Несмотря на то, что они должны быть конфиденциальными, о них всегда потом рассказывают. Будьте максимально дипломатичны. По словам Сейдела, неважно, что вам говорят, помните, что ваши ответы могут дойти до других. Перед тем как заявлять на заключительной беседе, что, по вашему мнению, в организации неправильно или оскорбительно, подумайте, это ваше личное переживание или это часть культуры компании?

Лучше всего говорить, что вы уходите, потому что вам предложили возможность, которую вы просто не можете упустить. Обливание грязью боссов или политики компании может привести к плачевным результатам в собственной карьере.

Будьте осмотрительны и не оставляйте о себе негативного впечатления. Даже если компания ужасна, ваш начальник - психопат, а все проекты, где вы принимали участие, провалились, все равно представляйте себя тем, кто многому научился на этих проблемах. Всегда оставайтесь позитивным и жизнерадостным.

К тому же не забывайте, что во время подобных бесед можно задать вопросы относительно медицинской страховки и других социальных льгот. Если политика вашей компании не предусматривает подобные собеседования, договоритесь о встрече с сотрудниками отдела кадров и обсудите все эти вопросы, после того, как вы сообщили о своем увольнении.

Поддерживайте свою репутацию и карьеру

Если вы уходите из компании, не теряя самообладания и соблюдая все правила делового этикета, это открывает перед вами большие перспективы. Отбросьте лишние эмоции, оставайтесь объективным и честным самим с собой, и не сомневайтесь, что ваш переход на другую работу окажется весьма успешным.

©  @Astera