Есть ли у ИТ-проектов право на жизнь?

Почему так происходит, что ИТ-проекты как таковые обречены на провал, хотя технологии – это, несомненно, ключ к успеху? Аналитики выяснили у CIO, какие барьеры мешают успеху ИТ-проектов.

"ИТ-проекты в реальности никогда не работают", - рассказал Майк Дэй, CIO модного дизайнера Томми Хилфигера. Довольно странно слышать такие речи от руководителя по технологиям, но в этом есть некоторое разумное зерно.

Сейчас все больше технических руководителей сталкиваются с необходимостью спонсирования ИТ. В непростые экономические времена, когда каждая копейка на счету, главное для CIO - не попасть в технологический тупик. Поэтому чем просто внедрять ИТ-проекты, многие CIO сначала стараются понять, что необходимо руководителям компании, а затем обеспечить соответствующие результаты. "Самые лучшие идеи спонсирует бизнес, - считает Дэй. - Технологии сейчас глубоко проникли в организацию, и это непрерывный процесс. CIO должны всесторонне взаимодействовать с бизнесом и совместно обсуждать, что и почему нужно сделать для его развития". Подобное взаимодействие должно основываться, в первую очередь, на четко поставленных общих бизнес-целях и обратной связи от внедрения новых технологий.

Майк Дэй, например, вместе со своими руководителями нашел способ сотрудничества дизайнеров, которые разбросаны по всему миру, в режиме реального времени - проведение видеоконференций. Недавно они подписали пятилетний контракт с компанией BT, провайдером Tandberg, на управляемые услуги по предоставлению высококачественных технологий. Такая система виртуальных примерочных отвечает нуждам бизнеса. Она позволяет сотрудникам из различных бизнес-отделений по всему миру работать рука об руку, не выезжая в командировки. "Вам необходимо понять проблему, которую пытается решить бизнес, - советует Дэй, который подчиняется директору по производству дизайнерской одежды. - А еще разговаривать на языке, понятном бизнесу".

Результаты, по мнению Дэя, возникают от понимания целей бизнеса. Если CIO движет лишь желание внедрить новую технологию, то программа долго не просуществует. Майрон Храйсик, CIO компании Severn Trent, имеет схожую точку зрения. Он полагает, что CIO, которые хотят построить хорошие взаимоотношения с топ-менеджментом, должны рассматривать свою организацию как единое целое, им следует понять, какую роль занимает ИТ в компании и обратить внимание на управление отделом. Одним словом, CIO должны проверить, насколько ИТ востребованы всей организацией.

"Если по мнению генерального директора, ИТ не играет никакой важной роли в компании, то вы успешно занимаетесь "Сизифовым трудом", - говорит он. Храйсик считает, что ему повезло, поскольку и его CEO, и финансовый директор прекрасно понимают всю важность технологий для бизнеса. Его главный совет коллегам-СIO – строить доверительные отношения и развивать деловую хватку. А ведь многие CIO, по его словам, до сих пор отделяют бизнес от своей основной работы.

Что касается Храйсика, то он разработал свой собственный подход, как разбираться во всех этих "цифрах и бюджетах". Он создал свой собственный лексикон и обменивается мнениями с коллегами. "Успех CIO зависит от взаимоотношений с коллегами-управленцами. На ИТ необходимо смотреть через призму бизнеса", - считает он. К цифрам надо быть по-прежнему особенно внимательными, поскольку роста ИТ-бюджетов в 2010 году не предвидится. По данным Gartner, расходы на технологии в мире в этом году увеличатся всего лишь на 1,3% по сравнению с уровнем 2009 года.

Подобная ситуация с бюджетом дает аналитикам все основания предполагать, что все CIO должны быть в курсе требований бизнеса, использовать ИТ для повышения производительности труда и создания новых возможностей.

Почти три четверти CIO принимают решения об ИТ-расходах, но почти на всех них влияет мнение их финансового директора. Что вызывает еще большее беспокойство, так это то, что пятая часть финансовых руководителей относятся к технологиям отрицательно, и считают ИТ неизбежным злом и источником утечки финансовых средств. Принимая решения о расходах на ИТ, CIO должны учитывать, что поддержка бизнес-проектов со стороны коллег-руководителей просто необходима.

По мнению Винсента Келли из компании Orange Business Services, когда все идет не так, это зачастую зависит от руководства и отсутствия поддержки со стороны начальства. Проекты, базирующиеся на технологиях, не будут работать без участия заинтересованных сторон. "Представление об ИТ сильно изменилось, - заявил Келли. - ИТ работает наряду с другими отделами в компании и привлекает к работе над проектами нужных людей. ИТ непосредственно связано с командной работой, а это, в первую очередь, люди и необходимый опыт".

ИТ – это не остров в океане. Если вы хотите преуспеть как CIO, сосредоточьтесь на результатах работы и сотрудничайте с коллегами над внедрением рентабельных бизнес-проектов, которые отвечают четко поставленным требованиям.

©  @Astera