Chulakov Notes #4: как руководить компанией
В новом выпуске заметок мы поговорим о том, как выстраивать отношения с коллегами, стоит ли работать с фрилансерами и имеют ли смысл запреты.
Свежие заметки вы сможете прочитать на моем канале.
Клиент платит зарплату
Задача руководителя компании объяснить своим коллегам (автор не любит слово «сотрудники» и предпочитает ему «коллеги»), что клиент — это солнышко с лучиками света, освещающими путь компании. Солнышко, из которого выпадают денежки. Все любят солнышко! ☀️
Собственник компании или управляющий должны тратить свое время и доносить до людей важнейшую мысль: клиенты платят всем зарплату. Не бухгалтер или директор, не руководитель отдела, а клиент. Зная эту простую истину, сложно считать клиента мудаком. Это очень важное и не очевидное знание поможет развитию клиентского сервиса.
Запреты
Руководители-хипстеры, попивая смузи, любят рассуждать о том, что запреты контрпродуктивный, и таким образом ничего не решить. Все это хорошо только на словах.
Любая адекватная компания может что-то запрещать. Это нормально, не стоит этого стесняться. Например, ходят слухи, что в корпорации добра Google запрещено говорить: «А в Apple так бы не сделали!».
Возьмем чувствительный для всех вопрос — деньги.
Если вы руководите трейдерами или продажниками, то все ваши разговоры о деньгах — это хорошо и правильно.
Если вы руководите коллективом, разрабатывающим с нуля сложные системы и сервисы для крупного бизнеса (от аналитики и проектирования до технической реализации, последующей поддержки и развития), то, скажем, дизайнеры должны общаться на тему пользовательского интерфейса, программисты — обсуждать технические решения и пр. Так происходит обмен опытом, передаются знания и люди профессионально развиваются.
Если программисты обсуждают зарплату друг друга во время работы, значит, это финансисты, а не программисты. Сразу найдутся недовольные и недооцененные. Это вредно для бизнеса, потому что тема очень деликатная. Если у вас в компании появился один любитель обсуждать зарплату, то к обсуждению могут подключиться и другие, и они будут тратить на это время, которое могли бы провести за обменом опытом. Все это грозит недовольствами и плохой атмосферой в коллективе. А как мы уже знаем, нет ничего важнее во вселенной, чем атмосфера в компании.
Как бороться с такими «финансистами»? Не нужно выдумывать ничего сложного. Можно просто запретить публично обсуждать з/п, в противном случае увольнять.
Руководители-хипстеры негодуют, специалисты профессионально развиваются, бизнес растет.
Это лишь один пример разумного запрета. Вы сможете придумать и другие, я не сомневаюсь в вас.
Помните, быть руководителем — это не только гладить коллег по головкам, даже не только думать о мотивации. Придется думать и об адекватных запретах. И прекратите уже строить из себя вечно хорошего полицейского, это лицемерие и глупость, которая не приведет компанию к успеху.
Позиция руководителя
В любой компании есть иерархия. Хотя бы минимальная. Есть условный «начальник» и «подчиненный».
В digital-сфере работают талантливые творческие чувствительные люди. Руководитель должен это учитывать.
Прежде всего, забудьте слова «начальник» и «подчиненный» и никогда не употребляйте их. Как я уже писал, даже слово «сотрудники» не очень хорошее, лучше «коллеги».
Я верю в то, что надо стремиться управлять людьми на максимально равных условиях. И, если так уже получилось, что вы руководитель, который управляет отделом или компанией, общайтесь с людьми на равных, избегая использования своего положения.
Добиваться исполнения поручений руководитель должен за счет своего авторитета, а не с помощью унизительных фраз, вроде «Я тебе за это деньги плачу». Подобные фразы подчеркивают полную беспомощность самого руководителя и оскорбляют хороших специалистов. Это абсолютно неуместно.
Чем больше у вас власти, тем более человечным должно быть общение с вашей стороны.
Удаленный сотрудник
Почему даже компания IBM — родоначальник удаленной работы — отказалась от нее недавно?
Почему именно они это сделали, я не знаю, но отлично разбираюсь в тонкостях удаленки с точки зрения работодателя.
И удаленная работа в подавляющем большинстве случаев вредна для развития компании. На это есть множество причин.
Во-первых, вы не управляете лояльностью специалиста, мотивация только финансовая. Насколько долго удаленный сотрудник будет работать в компании, зависит только от конкурентоспособности зарплаты, которую вы предлагаете. Других способов и инструментов мотивации у вас нет. Это довольно зыбкая позиция для компании.
Во-вторых, вы не управляете развитием человека, только покупаете его время и имеющиеся навыки. Контроль за развитием людей важен для развития бизнеса.
В-третьих, удаленный специалист не может участвовать в создании сложных комплексных продуктов. Скрам в удаленном формате работы — это бред сивой кобылы.
И, наконец, вы усложняете коммуникацию, ухудшаете качество комплексной работы и делаете все медленнее, чем это можно было бы сделать, находясь в одном офисе.
Что делать? Совсем не работать с удаленщиками?
Не совсем. Выгодно привлекать удаленных узкоспециализированных работников для разовых заказов. Мы работаем так с дикторами и другими специалистами, которые точно не нужны нам в штате.
Создать сложный продукт, систему или сервис в удаленном формате работы возможно только на уровне формального соответствия техническому заданию. Души и любви к деталям там никогда не будет. Удаленно дизайн айфона не сделать.
Команда дизайнеров среднего уровня с хорошим арт-дирекшеном сделает более качественный продукт за меньшее время, чем супер-дизайнеры с тем же арт-дирекшеном, работающие удаленно.
Часто руководители не могут решить глобальные проблемы внутри компании и поэтому прибегают к удаленной работе. Это вопросы кадров, мотивации и менеджмента.
Если у вас не получается наладить процессы без удаленной работы, то удаленка вам точно не поможет.
© vc.ru