CES 2016: Найдется ли в будущем место умным часам?
На CES ежегодно показывают свое видение будущего в сфере технологий, автомобильной промышленности и развлечений крупнейшие и амбициознейшие компании мира. В отношении умных часов либо компании не видят, как сделать технологический скачок, либо потребители не проявляют интереса. Какова бы ни была причина, смарт-часы оказались вне основного внимания на прошедшем технологическом шоу.
В опубликованной ресурсом The Verge заметке Ника Стэтта (Nick Statt) рассматриваются перспективы этой категории устройств. В ней выделяются те направления, которые могли бы добавить привлекательности смарт-часам. Размышления основаны на анализе предшествующего опыта высокотехнологической индустрии. Ведь после столь значимого мероприятия, как CES, всегда наступает время подведения итогов, формирования прогнозов и выводов. И порой бывает так, что подобные мероприятия не столь дают ответы, сколько ставят новые вопросы. И вопросы эти для развития технологий не менее важны, чем уже существующие продукты.
Функциональный минимализм
Fitbit, представившая на технологической неделе носимое устройство Blaze, даже не называет его смарт-часами. Это «фитнес-часы», позволяющие получать уведомления от вашего телефона и отслеживать вашу физическую активность, но они не поддерживают сторонних приложений.
Генеральный директор Fitbit Джеймс Парк (James Park) пояснил, почему возглавляемая им компания сосредоточилась на «однозадачных», а не многофункциональных часах. Он полагает, что слишком большое количество функций быстро истощает запас энергии в миниатюрных батареях умных часов.
Иными словами, успех Fitbit основан не на «уме» ее продукта, а на том, что в нем содержится только необходимое. И такой подход работает — с июня, когда Fitbit дебютировала, продажи девайсов ежеквартально росли.
Традиционные производители украшений и аксессуаров также работают в направлении минимизации задач своих часов. Fossil — в числе компаний, представивших часы на CES. Минувшей осенью ею были представлены продукты с сенсорными экранами под управлением Android Wear, но уже новые часы компании на базе чипсета Intel под названием Fossil Q54 выглядят как обычные классические премиальные часы и обладают минимальным набором функций отслеживания физической активности и получения уведомлений.
Экосистема приложений
Смартфоны не были важным девайсом для пользователей до тех пор, пока Apple в 2008 году не открыла свой App Store. За это время приложения стали многомиллиардным рынком. Легко ли представить такое приложение для смарт-часов, которое убедило бы пользователя задуматься над тем, чтобы потратить несколько сотен долларов США на подобное устройство?
Таким образом, для смартфонов моментом начала их успеха стало появление экосистемы приложений. Для умных часов таким моментом могла бы стать технология, делающая их пультом управления «умным домом», телевизором и кухонной техникой. Или же возможность медикам получать посредством этих устройств биометрические данные и поминутно отслеживать состояние здоровья человека.
Аппаратное обеспечение
Может быть, компании готовят какие-то технологии, которые помогут смарт-часам стать более привлекательными, но это вопрос будущего. Если на сегодняшний день программное обеспечение не может стать основой успеха девайсов этой категории, возможно такую роль может сыграть аппаратное обеспечение?
Время работы от батареи и GPS являются основными барьерами на пути тех смарт-часов, которые представлены сейчас на рынке. Если Apple удастся укомплектовать GPS-чипом Apple Watch второго поколения, которые, по существующим предположениям, могут быть показаны в марте 2016 года, ее продукт станет намного более желанным пользователями. Если будет найдено решение, позволяющее смарт-часам с цветным экраном работать дольше, чем один день, это тоже повысит привлекательность носимых девайсов.
И GPS, и батарея в качестве основных преград на пути смарт-часов к успеху говорят о том, что они могут обрести популярность, лишь перестав восприниматься в качестве аксессуара к смартфону. Аналитик Group Уэс Хендерек (Wes Henderek), полагает, что не только набор приложений, но и способность часов работать вне связки со смартфоном являются ключевыми для устройств этой категории. Если часы станут жизнеспособной заменой смартфона, это может привлечь разработчиков к созданию интересных приложений для носимого на руке компьютера.
Опыт прошлого
Если оглянуться назад, в недавнее прошлое, то можно вспомнить, что в 2007 году на CES было показано перспективное устройство, являющееся миниатюрным ноутбуком, которое можно было всегда носить с собой. В те времена ультрабуки стоили невероятно дорого, а iPhone даже не предполагал поддержки 3G. Речь идет о нетбуках.
Когда Apple в 2010 году представила свой первый iPad, это означало закат нетбуков. За короткий период времени использование планшетов в качестве портативных компьютеров невероятно возросло.
Ник Стэтт завершает свое повествование словами:
Сейчас, пять лет спустя после [появления первого массового] планшета, смарт-часам предстоит доказать, что они не нетбуки. К настоящему времени они не достигли успеха.
Здесь следует внести некоторое уточнение. Различие между нетбуками и планшетами состоит лишь в формфакторе, а не в самой сути. Обе категории устройств являются миниатюрными компьютерами. Появление нетбуков означало сформировавшуюся потребность в очень компактном компьютере, и затем для этой уже явной потребности был подобран оптимальный формфактор.
На сегодняшний день представляется очевидной определенная потребность в носимом компьютере еще меньшего размера, чем смартфон. И индустрия пребывает в поисках наилучшего формфактора, набора программных и аппаратных возможностей для такого устройства.
Хотя смарт-часы и не были в центре внимания прошедшей тенхнологической недели, это не означает, что их не было вовсе. Например, компания Casio порадовала своими первыми умными часами. Следует отметить также, что в ходе CES 2016 умные часы были также представлены компанией Huawei. Но ничего неожиданного в этом направлении на CES представлено не было.
Достаточно ли умным часам начать выполнять базовые функции смартфона, чтобы стать популярными?