«Ценовая война» на рынке смартфонов обошла стороной интернет-магазины

Салон сотовой связи

Фото: Семен Лиходеев/ТАСС
Снижение цен на смартфоны, о котором объявили ретейлеры, в их онлайн-магазинах оказалось скромнее, чем в офлайновых. Если в рознице гаджеты подешевели на 24–40%, то в интернете — всего на 5–7%, следует из расчетов РБК

В офлайне скидки больше

В конце марта крупнейшие российские со​​товые ретейлеры объявили о снижении цен на смартфоны. За месяц устройства подешевели на 40% в сети МТС, на 25% — в «Евросети», на 24% — в «Связном», сказали РБК представители сетей. Однако цены на смартфоны в интернет-магазинах компаний снизились в среднем на 5%, показали расчеты РБК на основе данных с сайтов продавцов (подробнее о методике — см. врез) .

Как мы считали

РБК проанализировал цены на смартфоны, представленные на сайтах ретейлеров на 29 марта и 25 апреля для московского региона. В расчетах учитывались цены только на те устройства, которые были в наличии по состоянию на обе указанные даты. В результате в выборку РБК попали 90 смартфонов из онлайн-магазина «Евросети», 257 — МТС, 354 — «Связного», 261 — «ВымпелКома» и 154 — «МегаФона». РБК сложил цены на все имеющиеся смартфоны за обе даты и сравнил суммы, получив таким образом среднее изменение стоимости устройств.

Сильнее всего смартфоны подешевели у «МегаФона» — на 7%, следует из расчетов РБК. В «Евросети», «Связном» и МТС падение цены оказалось примерно одинаковым — примерно 5%, в «ВымпелКоме» (бренд «Билайн») — на 4%. Среди смартфонов, на которые снизили цены большинство ретейлеров в интернет-магазинах, — аппараты HTC, Lenovo,  LG, Sony и Apple. На них скидки составляли от 2 до 20%, но стоимость многих устройств из ассортимента продавцов не изменилась, поэтому средний показатель снижения цен в целом остался в диапазоне 5–7%.

Представитель МТС не согласился с расчетами РБК, отказавшись пояснить суть разногласий. Представители других ретейлеров отказались комментировать методику.​

Ретейлеры включают в свои расчеты данные о ценах не только в онлайн-магазинах, но и в розничных сетях, объясняют их представители разницу в полученных данных. Так, сейчас ассортимент смартфонов по сниженным ценам в офлайн-магазинах «Связного» может быть на 10–20% шире, чем в онлайне, говорит представитель компании Мария Заикина. У МТС устройства со скидками продаются в основном в офлайн-салонах, в интернет-магазине МТС представлено только 2% всех моделей смартфонов, на которые были снижены цены, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. Оператору выгодно привлекать покупателей именно в физическую розницу, потому что там можно продать и сим-карту, стимулируя приток новых абонентов, объясняет представитель МТС.

В торговых точках «Евросети» полный ассортимент смартфонов по сниженной цене также шире, чем в интернет-магазине, подтверждает представитель компании Ульяна Смольская. При этом цены могут отличаться в зависимости от канала продаж и региона, отмечают собеседники РБК. МТС снизил цены на 70% смартфонов из своего ассортимента, «Связной» — на 20%. Другие ретейлеры эту цифру не называют.

Есть ли ценовая война

Основные продажи сетей приходятся на розницу, отмечает гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. По его оценке, на интернет приходится не более 10% продаж. В «Связном» этот показатель выше — доля онлайн-канала в товарообороте ретейлера в 2015 году превысила 25%, сообщала ранее компания. У «Евросети» онлайн-продажи занимают 3–4%, говорил президент компании Александр Малис. У МТС на онлайн приходится менее 10% продаж, уточняет представитель оператора.

«Связной» и »Евросеть» в расчетах снижения цен (по данным ретейлеров, 24 и 25% соответственно) учитывают «вес» каждой модели с точки зрения ее популярности у клиентов. Например, модификацию смартфонов Apple со скидкой 12% покупают тысячами, а менее популярную модель В-бренда, пусть и со скидкой 30%, — десятками, поэтому при расчете средней величины «вес» Apple будет выше, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. Это подтверждает Смольская из »Евросети»: наибольший вес в продажах компании приходится на модели Lenovo, LG и Fly, скидка по которым достигает 20–50%. Поэтому, хотя снижение цен на другие смартфоны может быть скромнее (например, на Apple — до 10%), средневзвешенная скидка достигает 25%, объясняет Смольская расчеты компании.

«МегаФон» за март—апрель снизил цены в своей рознице примерно на 250 моделей смартфонов, говорит представитель компании Юлия Дорохина. Показателей снижения цен за месяц она не раскрывает, но по итогам первого квартала в сети сильнее всего подешевели смартфоны с поддержкой LTE — в среднем на 31%, а стоимость 3G-устройств снизилась на 13%, утверждает Дорохина. Снижение цен на ряд брендов в магазинах «ВымпелКома» составило от 10 до 30%, сообщила представитель компании Анна Айбашева, не раскрыв других подробностей.

Ценовая война на рынке есть, но падение средних цен на 25–40% малореалистично, считает аналитик IDC Наталья Виноградова. Возможно, такие скидки установлены на отдельные старые модели, которые ретейлеры завезли несколько месяцев назад и не могут продать, но «всего рынка эта ситуация не касается», говорит эксперт. Не согласен с расчетами ретейлеров и Кусков: по его оценке, в среднем снижение цен на смартфоны за месяц составило до 15%. Факт ценовой войны на рынке он при этом подтверждает: по мнению аналитика, ретейлеры пытаются ценой привлечь клиентов, которые с падением доходов все менее охотно совершают покупки. Если экономическая ситуация не наладится, соперничество ретейлеров в ценах может продлиться до следующего года, говорит он. 

©  РБК