Человек в космосе подвергается высокому риску мутаций, связанных с раком

01.09.2022, 14:57
Согласно исследованию, проведенному учеными Нью-Йоркского университета, астронавты подвержены высокому риску развития мутаций, связанных с космическим полетом. Мутации могут увеличить риск развития рака и сердечных заболеваний в течение жизни астронавта. Ученые обнаружили мутации ДНК в системе кроветворения у всех 14 космонавтов, участвовавших в исследовании.
Владимир Губайловский
Человек в космосе подвергается высокому риску мутаций, связанных с раком
The New York Public Library @nypl. Unsplash.com

Космос довольно опасное место. И нам еще только предстоит к нему привыкнуть и научиться там жить

Группа исследователей Нью-Йоркского университета проанализировала образцы крови у астронавтов NASA, которые летали на космических кораблях в период с 1998 по 2001 год. Ученые обнаружили соматические мутации ДНК в системе кроветворения (кроветворных стволовых клетках) у всех 14 космонавтов, участвовавших в исследовании.

Космические мутации

Соматические мутации — это мутации, которые происходят уже после зачатия человека, в клетках, отличных от сперматозоидов или яйцеклеток. Эти мутации не могут передаваться потомству. Такие мутации часто вызываются факторами окружающей среды, такими как воздействие ультрафиолетового излучения или определенных химических веществ. Эти мутации могут быть результатом химио- или лучевой терапии рака.

«Астронавты работают в экстремальных условиях, где многие факторы могут привести к соматическим мутациям, в первую очередь из-за космической радиации. Интерес и к коммерческим космическим полетам, и к исследованию дальнего космоса быстро растет. Следовательно растут потенциальные риски для здоровья от воздействия различных вредных факторов, связанных с повторными или длительными исследовательскими космическими миссиями, такими как полет на Марс. Поэтому мы решили ретроспективно изучить соматическую мутацию в когорте из 14 астронавтов», — говорит ведущий автор работы профессор Дэвид Гукасян.

Кровь астронавта

Соматические мутации астронавтов Cardiovascular Research Institute, Icahn School of Medicine at Mount Sinai, New York, NY, USA

Объектами исследования были астронавты, совершившие относительно короткие (в среднем 12 дней) полеты на космических челноках в период с 1998 по 2001 год. Их средний возраст составлял примерно 42 года; 12 — мужчин, 6 из 14 были на своей первой миссии. Врачи NASA собрали образцы цельной крови астронавтов за 10 дней до полета и в день приземления, а лейкоциты — через три дня после приземления. Образцы хранились при температуре -80ºC в течение примерно 20 лет.

Используя секвенирование ДНК с последующим обширным биоинформационным анализом, исследователи выявили 34 мутации в 17 генах. Наиболее частые мутации произошли в TP53, гене, который продуцирует белок, подавляющий опухоль, и DNMT3A, одном из наиболее часто мутирующих генов при остром миелоидном лейкозе.

«Наличие этих мутаций не обязательно означает, что у астронавтов разовьется сердечно-сосудистое заболевание или рак, но есть риск, что со временем это может произойти из-за постоянного и длительного пребывания в экстремальных условиях глубокого космоса», — сказал доктор Гукасян. — «Наша рекомендация состоит в том, что врачи NASA должны проверять астронавтов на соматические мутации каждые три-пять лет и, что не менее важно, в пенсионные годы».