Чего не хватает каршерингу, чтобы по-настоящему стать массовым
Мысли о первом месяце использования каршеринга в столице.
Каршеринг не заменяет личный автомобиль
Несколько месяцев назад я переехал из Петербурга в Москву. И, как вновь прибывший в столицу, сразу же столкнулся с проблемой передвижения. Очевидно, что в городе в будний день лучше не ездить на личном автомобиле. Причина не в пробках — они примерно такие же, как в Петербурге, —, а в зонах платной парковки.
Из-за них поездки на личном автомобиле в центр становятся экономически невыгодными — за один полный день городской стоянки можно потратить не одну тысячу рублей. Конечно, есть исключения — например, когда у офиса есть собственная парковка или дом с работой связывает удобная дорога. В моём случае есть прямая дорога от дома до офиса, но, к сожалению, нет парковки.
Основное преимущество московского каршеринга перед личным автомобилем — бесплатная городская парковка. Здесь работает простая арифметика: если нужно приехать в центр на несколько часов, поездка на собственном автомобиле обходится дешевле.
Если же нужно остаться в центре на более длительное время, каршеринг начинает побеждать — стоимость парковки собственного автомобиля может оказаться дороже поездки на каршеринге в обе стороны.
Далее перед поездкой нужно решить небольшую задачу на её длительность. Сначала я смотрю на пробки в «Яндекс.Картах» и сравниваю время до точки назначения на автомобиле и метро. Если побеждает автомобиль, открываю приложение каршеринга и ищу ближайший автомобиль, если его нет — перехожу в приложение такси-сервиса.
При равных условиях преимущество всегда получает каршеринг. Во-первых, он дешевле такси в несколько раз: к примеру, сегодня я доехал до работы за 120 рублей, а «Яндекс.Такси» предлагал поездку по этому же маршруту за 400 рублей. Во-вторых, одному в автомобиле намного комфортнее. Да и своему неуверенному пенсионерскому стилю вождения я доверяю больше.
Каршеринг не заменяет личный автомобиль. Он заменяет такси-сервисы.
До того, как я попробовал каршеринг, я воспринимал его как альтернативу личному автомобилю. Однако поездки в каршеринге не дают тех же ощущений, что собственная машина — в арендованном на короткую поездку автомобиле не поставишь смартфон на зарядку, не положишь куртку на заднее сидение и не оставишь кофе в подлокотнике.
Просто потому, что, разбрасывая вещи по машине, всегда нужно помнить, что их придется собирать обратно уже через 20 минут. Каршеринг нужен для коротких поездок внутри города, когда можно доехать до места назначения, а вернуться обратно любым другим способом. Он не подойдет для поездок загород или в торговый центр за покупками.
Поэтому для меня поездка в каршеринге больше напоминает поездку в такси — просто я сам сижу за рулем и сам выбираю музыку.
Каршеринг — это в первую очередь приложение
Взаимодействие пользователя с каршеринговым сервисом повторяет механику любого такси-сервиса — все действия осуществляются через приложение: «заказываешь» машину, указываешь точку назначения, смотришь, где находится автомобиль, получаешь счет в конце поездки.
Но если в Uber и «Яндекс.Такси» интерфейс приложений практически доведен до совершенства, то в большинстве каршеринговых сервисов ему явно не уделили должного внимания.
Например, процесс регистрации — очень сложная с интерфейсной точки зрения задача. Нужно в мобильном приложении узнать у пользователя имя, фамилию, отчество, телефон, почту, дату и место рождения, номер и место выдачи паспорта, адрес регистрации, номер и дату выдачи водительского удостоверения, реквизиты банковской карты. Ах да, еще нужно попросить пользователя сфотографировать документы и сделать селфи с паспортом для подтверждения.
«Делимобиль», BelkaCar и Youdrive просто предлагают пользователю ввести все данные руками — в некоторых случаях форма настолько пугающая, что я откладывал регистрацию несколько дней.
Лучше всех с задачей справился «Яндекс.Драйв», который превратил весь процесс в чат. Из-за этого создается впечатление, что регистрация быстрая и простая — когда есть время, отправляешь боту то, что он просит. Кроме того, приложению «Драйва» достаточно фотографии документов — вводить руками ничего не нужно.
У «Яндекса», конечно, большие преимущества с самого старта проекта. У компании в активе есть все сервисы, для того, чтобы сделать поездку максимально бесшовной для пользователя.
Садишься в автомобиль — тебя приветствует «Алиса» (или «Оксана»?), которая рассказывает о погоде и пробках на дорогах. В «Яндекс.Авто» строишь маршрут через «Яндекс.Навигатор», включаешь музыку через «Яндекс.Радио». Пока не хватает синхронизации сохраненных точек и предпочтений в музыке, но, думаю, и это скоро появится.
Они даже «Яндекс.Такси» интегрировали в «Драйв»: однажды я пришел к автомобилю, который находился на подземном закрытом паркинге, написал об этом в техподдержку и уже через пять минут ехал бесплатно в «Яндекс.Такси».
К сожалению, сэкономили на планшетах, установленных в машинах — иногда они теряет связь и GPS-координаты или показывают маршрут с большой задержкой — из-за этого я пару раз проезжал нужный поворот.
Да и с физическими кнопками на планшетах не всегда всё логично: в Renault Kaptur кнопки управления громкостью спрятаны под рулём — в первую поездку я вообще не смог их найти, а в Kia Rio они сенсорные — не самое лучшее решение для автомобиля.
Каршерингу не хватает обратной связи
В такси-сервисах мы привыкли, что в конце поездки можно поставить оценку и написать комментарий. Каршеринги, к сожалению, лишены этой обратной связи — можно поделиться фотографией поцарапанного бампера или грязного салона перед тем как завезти машину, но нельзя оценить машину в конце маршрута.
В одном из каршеринговых автомобилей, на котором я ехал, явно были какие-то проблемы с рулем — при повороте он начинал сильно вибрировать. Однако простого способа рассказать сервису о проблеме нет, а писать в техподдержку слишком долго и неудобно.
Если бы после завершения поездки мне показали экран с предложением оценить поездку и выбрать из списка проблемы, с которыми столкнулся, сервис бы сразу получал сведения о неисправностях всех своих автомобилей и мог бы быстро их исправлять.
Город не всегда успевает за развитием каршеринга
Единственным местом, в котором возникли сложности с использованием каршеринга, оказался аэропорт «Шереметьево» — он же является единственным московским аэропортом, в котором предусмотрена парковка для каршеринговых сервисов.
Для выезда с парковки «Шереметьево» нужно подъехать на автомобиле к служебному помещению у шлагбаума — там уже будет стоять несколько каршеринговых автомобилей в очереди. Затем отдать работнику парковочный талон, чтобы он записал его номер и фамилию в две тетрадки в клеточку, ввел что-то на компьютере, наконец, активировал его в аппарате и разрешил уезжать.
В первый раз я проделал всю эту процедуру в BelkaCar — при этом никакой инструкции о парковке в «Шереметьево» в приложении и на сайте сервиса не оказалось. Пару раз талон не считывался в шлагбауме — пришлось возвращаться обратно к работнику парковки и повторять процедуру. Через месяц история повторилась, только очередь из пользователей каршеринга уже была в два раза длиннее.
Каршеринговые компании, по всей видимости, не могут повлиять на руководство аэропорта, поэтому остается надеяться на то, что с ростом популярности подобных сервисов «Шереметьево» будет вынуждено автоматизировать процесс. Например, поставить отдельные шлагбаумы специально для каршеринговых автомобилей.
#транспорт #каршеринг #яндексдрайв
© vc.ru