Часть расходов на съемки кино в России возместят регионы
На этой неделе Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) и Агентство стратегических инициатив (АСИ) подпишут первые договоры с регионами о развитии системы «кинорибейтов». Она предполагает возмещение из региональных бюджетов части расходов, понесенных кинопроизводителями при создании проектов на территории регионов.
Первыми соглашения подпишут Москва, Санкт-Петербург, Калининградская, Тульская и Ростовская области, сообщила РБК член правления Крутова, генпродюсер компании «КиноКвант» Анна Крутова. В 2017 году к программе могут присоединиться Ярославская область, Алтайский и Приморский край, Крым, Татарстан и Чечня.
В общей сложности в настоящий момент переговоры ведутся с 15 регионами, говорит Крутова. По ее словам, соглашения предполагают развитие в российских регионах теле- и кинопроизводственной базы, в том числе обучение молодых специалистов, и появление с первого полугодия 2017 года так называемых кинокомиссий. Эти муниципальные организации будут администрировать выдачу рибейтов, содействовать кинокомпаниям в организации съемок, а также продвигать регион как место для съемок в России и за рубежом.
«В России сегодня работает только одна мера поддержки — ежегодная выдача субсидий на кинопроизводство в размере более 5 млрд руб.», — говорит Крутова. Эти средства идут на создание кинокартин, в которые частные инвесторы вкладывают еще около 6 млрд руб., оценивает она. Таким образом, данных средств недостаточно, чтобы сделать отечественный кинематограф конкурентоспособным на мировом уровне, подытоживает Крутова.
Чтобы получить «рибейт», продюсер должен документально подтвердить расходы, понесенные на территории региона. Сумма возмещений, на которую смогут рассчитывать кинематографисты, пока не определена. Однако, как отмечает представитель АСИ Светлана Чупшева, инициаторы проекта будут ориентироваться на мировую практику. Согласно презентации АПКиТ, которая есть в распоряжении РБК, размер рибейта в мире составляет в среднем 20–25%. В частности, в Чехии он находится на уровне 10–20%, а во Франции достигает 30%.
«Система рибейтов в России была бы очень кстати. Конечно, продакшен тратит не весь бюджет на территории, где происходит съемка, но все-таки это в кризисных условиях большое подспорье для производителей», — говорит основатель продюсерской компании «Среда» Александр Цекало. По его словам, во время съемок компании тратят средства на размещение съемочной группы, аренду техники и площадок, задействуют актеров местных театров.
Регионам участие в системе рибейтов поможет привлечь зарубежных кинопроизводителей и повысить инвестиционную привлекательность, уверены авторы программы. По данным АПКиТ, иногда деньги, вложенные местными властями в рибейты, возвращаются в бюджет в пятикратном размере. При этом наибольшую выгоду получают те регионы, которые присоединились к программе первыми. В частности, в американском штате Луизиана за два года после введения рибейтов число рабочих мест в киноиндустрии выросло втрое, а доходы отрасли — с $7,5 млн, до $343,8 млн. В Нью-Йорке с 2004 по 2008 годы приток налоговых поступлений от деятельности, связанной с производством кино- и телепродукции, составил $7 млрд, а число рабочих мест выросло на 14,2%, говорится в презентации АПКиТ.
Кроме того, появление региональных достопримечательностей на экране привлекает поток туристов, как это видно на примере Новой Зеландии и Хорватии, где проходили съемки фильма «Властелина колец» и сериала «Игра престолов».
© РБК