"Надеюсь, что нам скоро предстоит наверстывать упущенное за время кризиса с двойной энергией"
Интервью с Наилем Гималиевым, директором по маркетингу и развитию бизнеса российского представительства Brother.- Что принес 2008 год рынку информационных технологий?
- В прошлом году ИТ-рынок претерпел существенные изменения. Большинство компаний оказалось в ситуации, в которой они пребывали два-три года назад. Такого рода регрессия на фоне неутешительных прогнозов аналитиков, сокращения платежеспособного спроса, пожалуй, явилась серьезным испытанием для бизнеса, катализатором конкуренции и резкого снижения валютных цен на продукты. Спад в реализации продукции привел к затовариванию складов, что побудило некоторых производителей и дистрибьюторов отчаянно пытаться избавиться от товарных остатков в самые кратчайшие сроки.
- Какие новые тенденции появились в 2008 году?
- Если говорить о тенденциях как об устойчивых соотношениях и сложившейся направленности экономических процессов, то говорить о тенденциях в 2008 году сложно. Прошлый год условно разделился на "до кризиса" и "во время кризиса". Впрочем, можно говорить как о тенденции - о переходе многих производителей на самостоятельное импортирование продукции и, соответственно, наметившемся изменении построение канала продаж.
- Какой вклад в развитие рынка внесла ваша компания?
- В 2008 году мы продолжили смену модельного ряда и в частности вывели на рынок уникальные устройства по печати наклеек - P-Touch. До нас на отечественном рынке существовало предложение подобных устройств, но оно носило неоформленный, зародышевый характер. В феврале 2008 года мы вывели на рынок первую новинку (модель P-Touch 1280 VP), а в конце года - продолжение линейки P-touch: P-Touch 1010 и P-Touch 2700VP.
- Какие направления деятельности вашей компании в 2008 году были особенно успешными?
- Brother успешно развивала канал продаж в 2008 году, начала переход на самостоятельное импортирование продукции и внедрение SAP.
- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль?
- В прессе сейчас муссируется достаточно большое количество мнений, и каждый дает разнообразные оценки - от очень оптимистичных до просто непредсказуемых. Вероятнее всего, компании с недостаточным финансированием и шаткой организацией выпадут с рынка. Произойдет естественная селекция, что, в общем-то, само по себе дает свежие стимулы для поиска новых моделей и решений в бизнесе, пересмотра политики и большей диверсификации рисков.
- Какие коррективы внес кризис в деятельность вашей компании?
- В маркетинговой политике компании не произошло коренных изменений. Тем не менее, мы занимаем активную, не выжидательную позицию и стараемся минимизировать риски, развиваясь интенсивно. Основные шаги, предпринимаемые Brother, - это совершенствование системы управления цепочками поставок продукции и службы технической поддержки, развитие модельного ряда. С 1-го апреля Brother полностью перешла на собственное импортирование продукции. Более того, завершилась активная работа по внедрению системы SAP.
- Какие цели ставит перед собой ваша компания в 2009 году?
- Рынок России для Brother можно назвать стратегически важным. Компания предпринимает соответствующие шаги в этом направлении. В 2009 году Brother намерена сохранять фокус маркетинговой активности на сегменте монохромных лазерных принтеров и многофункциональных устройствах. Другое важное для нас направление - уникальные устройства по печати наклеек P-Touch. Российский рынок принтеров этикеток развит довольно слабо, и малочисленных игроков нельзя назвать успешными. И здесь у Brother есть определенно большие интересы, к достижению которых первые крупные шаги уже сделаны.
Все также Brother продолжает стратегию развития партнерских каналов, среди которых бытовые и компьютерные сети. Более того, мы всячески поддерживаем развитие отношений с нашими дистрибьюторами. Так, в марте и апреле 2009 года были заключены соглашения с компаниями-дистрибьюторами SuperWave и "Эврика". В этом году мы продолжим работу в этом направлении.
Если говорить о конечных потребителях, то наряду с физическими лицами корпоративный сектор остается одним из важных направлений развития компании.
- Как вы оцениваете перспективы развития российского рынка информационных технологий на ближайшие несколько лет?
- Разумеется, все зависит от общего состояния экономики, а предсказаниями в этой области все чаще занимаются астрологи. Однако, учитывая фокус руководства страны на преодоление технологического отставания, емкость рынка, можно говорить о больших перспективах развития рынка ИТ. Надеюсь, что нам скоро предстоит наверстывать упущенное за время кризиса с двойной энергией.
© @Astera