«Бренды, не пишите рэп»
Максим Ильяхов о том, почему не стоит сочинять композиции о колбасных комбинатах.
Привет, бренды. Я знаю, на волне ажиотажа вам очень хочется сделать про себя рэп. Возможно, вы уже пишете текст и ищете агентство, которое запишет для вас подходящую минусовку.
У меня есть три соображения, которые могут оказаться вам полезными.
1. Вы напишете рэп не о том
Вы понимаете так: рэп — это любые стихи под музыку. Если вы продаёте колбасу, вы сочиняете стихи под колбасу и кладёте её на бит. Но рэп о колбасе не пишут, рэп о другом.
Основная тема рэпа — «я лучше других». Ещё рэп пишут о деньгах, успехе, трудной жизни, дружбе и предательстве, сексе, наркотиках, вечеринках и криминале. Много рэпа про рэп. Иногда пишут о социальных проблемах и политике. Много нападок на других рэперов. Есть даже рэп без смысла. Но нет рэпа о колбасе, металлокаркасе, оптовых поставках продовольственных товаров или о том, какая в нашей компании прекрасная корпоративная культура.
В рэпе важны яйца — чтобы автор был дерзок и уверен в себе. Даже если это интеллигент, который интеллигентно пишет о проблемах интеллигентных людей, он всё равно будет показывать интеллектуальное превосходство.
Ваш рэп в пересказе выглядит так:
Мы производим качественные колбасные изделия. У нас хорошая репутация и лучшие поставщики. Наши сотрудники довольны своей работой. Мы лидеры, йоу, бэйби, кам он.
А надо как-то так:
Мы основаны в девяностых, когда колбасу делали из мяса коммерсантов. Мы родом из Челябинска, у нас точка на Доватора, где колбасой затариваются местные наркоманы. Наш технолог круглосуточно угашен: однажды во время рейда он спрятал стафф в фарше. И лучше мы сдохнем в неизвестности, чем прославимся и станем Клинским.
Если вы не видите разницу, то вам точно не стоит делать рэп.
2. У вас не получатся хорошие стихи
Хорошие рэперы пишут много стихов. Они у них не то чтобы высокохудожественные, но это стихи: искренние, характерные и яростные. Много цитат из своего и чужого творчества. У них там свой язык и мифология, свои герои. Ребята глубоко в теме.
Вы же нанимаете копирайтера из агентства, который и рэп-то не слушает. И он напишет вам какой-то зарифмованный текст, который как-то ляжет в ваш бит, и вы даже не заметите, что это жалкая подделка.
Смоки Мо, 2004: «Ноты сонат, фоны ветров, каракули снов… Стоп, где моя сука, если в соседней комнате стоны? Сопли. «Стоять!» Сли-зи-стая! Голова стала словно титановая. Бордель. Апрель, май. Теряем сны. Во всём виноваты ноздри».
Ваш копирайтер, 2017: «Если любишь ты колбасу, послушай, парень, что я несу. У нас самый качественный стафф, у него самый натуральный состав. Мы делаем колбаски ночью и днём и вот мы об этом песню поём. А значит, что скоро к твоему столу. Будет колбаска у вас поутру! Йоу! Йоу! Йоу! Йоу! Камон!»
Если вы не видите разницу, то вам точно не стоит делать рэп.
3. В лучшем случае у вас получится плохая реклама
Если вы хотите сделать «рекламу в стиле рэп», то всё нормально. Все и так ожидают от рекламы фальши, стилизации и шапито. Но тогда у вас в рекламе должны быть мертвые огнедышащие буйволы верхом на киберслонах с бивнями из чистого молочного шоколада, Овечкин должен играть на скрипке, а Ума Турман — вылетать из рояля на крыльях из камчатского краба. Если уж делаете шапито, то делайте нормально.
Но если вы хотите записать рэп, чтобы «поговорить с молодежью на её языке», у вас получится фальшиво и тупо. Ваш рэп «на одном языке с молодежью» похож на рэп Петросяна. Только Петросян специально кривляется, а вы на полном серьёзе.
Хотите хайпануть — сделайте размещение у известного рэпера. По деньгам то на то и выйдет, но хотя бы не опозоритесь:
Если вы не видите разницу, то вам точно не стоит делать рэп.
Просто сравните
Это — корпоративный рэп компании Ingate, сделанный по мотивам песни Влади «Сочиняй мечты». Получилась в лучшем случае пародия и самодеятельность, а ещё несколько поводов обратиться в трудовую инспекцию:
А это оригинал:
Если вы не видите разницу, то вам точно не стоит делать рэп.
© vc.ru