Breda: один из самых известных тягачей II Мировой

Колёсные артиллерийские тягачи всегда выглядят странно — будто жуки с гипертрофированно большими круглыми лапами. Одними из наиболее известных и успешных артиллерийских тягачей времён II Мировой были итальянские Breda.

Итальянская компания Breda (а если полностью, то Società Italiana Ernesto Breda per Costruzioni Meccaniche) в течении многих лет была одним из крупнейших машиностроительных производств в стране. У неё было два основных направления — авиационное и железнодорожное. Начинала компания в 1880-х с локомотивов (и строила их до начала 1990-х!), а первый самолёт Breda A.1 разработала и произвела в 1924-м. Также Breda занималась оружейным производством.

  • Breda TP32
    Breda TP32

В 1927 году, уже после смерти основателя компании Эрнесто Бреда, руководство приняло решение основать подразделение для производства сельскохозяйственной техники. Первенцем стал универсальный трактор-тягач, получивший наименование Autocarro Trattore Breda. Возможно, он не снискал бы серьёзного успеха, если в 1932 году итальянской армии не понадобился новый артиллерийский тягач на замену устаревшим Pavesi-Tolotti и Fiat 20B. Breda тотчас доработала сельхозмашину, и на свет появилась военная модификация Breda TP32.

  • Breda TR33 (удлинённая версия).
    Breda TR33 (удлинённая версия).

Армии машина понравилась, и в 1933-м она была принята на вооружение. Breda, уже имевшая ряд военных заказов в области авиации, расширила своё влияние и на дороги. В 1934 году появилась наиболее известная и эффективная версия Breda TP32 Giraffa, оснащённая лебёдочным краном. Машина принимала участие в Гражданской войне в Испании, в Эфиопской война, активно применялась во II Мировой и стояла на вооружении в модифицированном виде аж до 1980-х (!) годов.

  • Breda TP32, сохранившийся экземпляр.
    Breda TP32, сохранившийся экземпляр.

Стоит заметить, что в начале II Мировой армия спешно заказала у Breda более совершенную версию, получившую название Breda TP40. Этот тягач имел уже цельнометаллическую кабину, был прочнее, мощнее и эффективнее. TP32 оснащалась четырёхцилиндровым двигателем SPA T5 мощностью 84 л.с., а TP40 получила 115-сильный 6-цилиндровый SPA D11. Новая машина поступила на вооружение в 1942 году. Конечно, у неё тоже была версия с лебёдочным краном — она называлась Breda TP41.

  • Breda TP40
    Breda TP40

Артиллерийские тягачи Breda TP32 и BredaTP40 считают одними из самых удачных представителей своего класса. Помимо них, компания делала ещё полугусеничный тягач Breda 61, снискавший несколько меньшую популярность, но всё-таки построенный в 235 экземплярах в 1941—1945 годах.

  • Breda TP41 с краном.
    Breda TP41 с краном.

©  Популярная Механика