Оффшоринг - выгодно, но тяжело
Развивающиеся страны выигрывают от аутсорсинга бизнес-процессов (BPO), которые отличает "относительно хорошее качество" по местным меркам, однако индустрия должна предпринять шаги для улучшения условий труда работников. Об этом говорится в исследовании "Оффшоринг и условия труда при удаленной работе" организации International Labour Organization.
Многие компании в разных странах, таких как США и Великобритания, практикуют аутсорсинг call-центров и других видов офисных работ в страны с низкой заработной платой - Индию, Филиппины, Бразилию и т. п. Часто людям в таких странах из-за разницы во времени приходится работать ночью.
Сотрудникам такая работа выгодна, поскольку их зарплаты значительно превышают средние по стране. Как отмечается в докладе, в Индии зарплата в сфере BPO почти вдвое выше средней зарплаты в других отраслях экономики. На Филиппинах сотрудники BPO зарабатывают на 53% больше, чем рабочие этого же возраста в других отраслях.
Однако в ILO отметили и обратную сторону этой медали, которая все чаще вызывает опасения социальных работников и профсоюзов в Индии, а именно тяжелые условия труда в BPO-компаниях. Сотрудники работают в условиях повышенной нагрузки, высоких требований и многочисленных правил и процедур, за исполнением которых следят с помощью электронных средств. От сотрудников часто требуется выполнять неприятную работу, такую как общение с капризными клиентами по телефону.
В Индии и Филиппинах профсоюзы пытались провести коллективные переговоры в BPO-индустрии, но пока безуспешно. "На Филиппинах нам не удалось провести коллективные переговоры по call-центрам и другим BPO-компаниям", – говорит Анна Фос, руководитель исследовательского отдела Конгресса профсоюзов Филиппин. Она добавила, что рабочие таких компаний часто не вступают в профсоюзы, потому что боятся репрессий со стороны работодателей. Сами же работодатели часто не заинтересованы в создании профсоюзов BPO-рабочих.
Исследователи и профсоюзы рекомендуют правительствам и компаниям предпринять конкретные меры для улучшения условий труда сотрудников BOP-компаний, их здоровья и безопасности работы в ночное время. Они советуют пересмотреть некоторые рабочие процессы, особенно в call-центрах, а также помочь им улучшить взаимодействие с руководством фирм.
© @Astera