BoomPlaner

Сервис для подбора дизайнеров интерьера и контроля за проведением ремонтных работ.

В избранное

В избранном

Запуск

Идея появилась в июне 2016 года, когда я просматривал десятки, а может, и сотни идей стартапов и искал интересные модели, которых еще не было в России.

Тогда мне приглянулась уже успешно применяемая в мире модель подбора специалистов и контроля их работ, которая позволяет вести не шаблонные или дешевые проекты, как все остальные сервисы, а создавать действительно индивидуальные дизайнерские продукты высокого качества.

У меня был товарищ — дизайнер интерьеров, — который меня поддержал. Вместе мы запустили сервис. С приятелем мы в итоге расстались в феврале 2017 года, и с марта у меня новый партнёр, с которым мне очень повезло.

Продукт

Примерно в ноябре 2016 года мы начали делать сайт. Он был очень дорогим — стоимостью более миллиона рублей (за счёт очень большой функциональности в личном кабинете по покупке товаров и ведению проекта).

Мы ничего не знали о сustomer development — просто верили в идею и надеялись «выехать» на опыте. До марта мы делали сайт и сильно не беспокоились. А когда запустились, поняли, что ничего не работает. С тех пор мы сменили уже более десяти сайтов. Дорогущий личный кабинет для покупки товаров до сих пор не открыли, но планируем, теперь точно зная, зачем он нам нужен.

Основная идея продукта с тех пор никак не поменялась: мы подбираем дизайнеров, отвечаем за их работу и помогаем с товарами. Учитывая, что бизнес-модель абсолютно новая для России и у нас не было никакого опыта в маркетинге, мы прошли очень долгий путь, пока не научились объяснять пользователям в интернете, чем мы действительно занимаемся.

Команда

У меня, как у основателя, был более чем десятилетний опыт в крупных b2b-продажах в мировых ИТ-гигантах и в нескольких обычных бизнесах. А вот опыта запуска стартапов у меня не было вообще. Мой первый партнер был архитектором-дизайнером, второй партнёр — тоже архитектор-дизайнер, она закрывает всю функциональность, связанную с дизайнерами, проектами и поставщиками.

Команда состоит из более чем десятка людей: кто-то работает на постоянном фрилансе, кто-то — в штате. Искали сотрудников по знакомым и через HeadHunter примерно с равной нагрузкой на оба канала. Основные направления — это разработка, контент, SMM, маркетинг, таргет, фин- и бухучёт, работа с поставщиками и так далее.

Продвижение

За всё время существования мы попробовали многие каналы: «Яндекс.Директ», блогеры, Facebook, Instagram, «ВКонтакте» и «Одноклассники». Через «ВКонтакте» и «Одноклассников» никогда не получали ни одной заявки, пока не собираемся к ним возвращаться.

С блогерами получалось как-то странно и непрогнозируемо: были истории, когда мы с публикации получали по нескольких клиентов, но в основном это был слив бюджета впустую. Пока мы приостановили и этот канал.

Через «Яндекс» и Google тоже неважно, но то было на старых версиях сайта. А вот Facebook и Instagram, можно сказать, «заработали» совсем недавно. Основной наш фокус пока сосредоточен на них. Позже попробуем серьёзнее взяться за «Яндекс» и Google.

Что самое главное — мы научились доносить ценность в процессе движения клиента к нам: через месседжи в рекламе, правильный таргетинг, удобный лендинг с правильными словами. Ценность эта абсолютно уникальна, что обеспечивает нам более низкую стоимость заявок по сравнению с конкурентами.

Монетизация

Спрос на продукт начали проверять еще в марте. Ручные продажи (по знакомым) заходили очень хорошо — за пять минут мы отлично доносили суть. С интернетом было сложнее. Мы научились правильно привлекать клиентов только месяца три назад. Сейчас каждую неделю наблюдается рост всех показателей. Зарабатываем на комиссии с дизайнеров, на комиссии с товаров, а теперь ещё и на комиссиях с согласований и ремонтов.

Метрики в динамике

Клиентов уже десятки, средний чек — более 50 тысяч рублей только по одним услугам. По товарам средний чек в разы больше. Но пока успели продать не очень много, так как проекты идут месяцами, а покупки случаются в конце — поэтому статистики ещё мало.

Количество клиентов растет в геометрической прогрессии. Стоимость привлечения падает в разы. Начинали примерно с 25 тысяч рублей за клиента, месяца два назад пришли к сумме в 10 тысяч рублей. А в последнее время вообще очень сильно снизили цену привлечения, но, боюсь, эта информация будет уж слишком интересна для конкурентов.

Планы

С момента запуска проекта мы прошли классический путь стартапера. Очень благодарны инкубатору ВШЭ, куда мы пришли совсем пустыми и где нам дали общее понимание, куда нужно двигаться дальше. Там нам говорили нужные и правильные вещи, слушая которые, мы могли бы продвигаться значительно быстрее, но тогда мы ещё не созрели. Всё-таки все ошибки нужно сначала совершить самим.

После ВШЭ мы попали в заочный акселератор ФРИИ, который закончили только недавно. Ему мы также очень благодарны. Во ФРИИ мы уже всё делали по учебнику — поэтому и получили результаты (не потому что во ВШЭ хуже учат, а потому что мы сами до этого долго тянули).

В общем, за последние два месяца у нас наблюдался хороший рост, а в последнюю неделю и вовсе — как будто прорвало каналы. За эти два месяца мы выросли в четыре раза практически по всем показателям: клиенты, объём лидов в работе, оборот, конверсия. Причём этот рост был не с нуля.

Скажем так, мы пришли во ФРИИ уже с семизначным (в рублях) объемом лидов в работе только по услугам, без учета товаров. Дальше в планах попасть в очный акселератор ФРИИ. Если не возьмут, вероятно, будем искать инвестора, так как уже есть понимание того, как, куда и за счёт чего расти. Однако своих инвестиций на большой масштаб уже не хватит (хотя, конечно, есть соблазн рискнуть квартирой).

Мнение эксперта

Алексей Гриненко инвестиционный менеджер ФРИИ

На российском рынке присутствует достаточно большое количество сервисов по подбору и контролю специалистов в области строительства и ремонта. Конкуренция на рынке уже есть, и мы ожидаем, что она будет усиливаться.

В борьбе на таком рынке может помочь специализация проекта на дизайне интерьеров. С этой точки зрения команде проекта нужно быть осторожнее с выходом на ремонтные работы — необходимо научиться делать это так же качественно, как и дизайн интерьеров.

Еще один тонкий момент касается сегмента продажи товаров для дизайна и ремонта. Так как «проекты идут месяцами, а оплаты происходят в конце», то это создает дополнительные риски кассовых разрывов. Такой риск усиливается тем, что обороты по этому сегменту выше и кассовый разрыв в этой части может оказаться критичным для всего бизнеса.

Отмечу, что негативный опыт создания продукта (в этом случае по запуску дорогого сайта) без предварительного customer development — это распространённая ошибка многих стартапов. Тот факт, что команда BoomPlanner пережила такой сложный этап для зарождающейся компании, повышает шансы на то, что она больше не наступит на те же грабли.

Повторюсь, проекты, осознавшие, что нужно изучать своих клиентов с помощью интервью по методологии customer development, на порядок более жизнеспособны. Желаю удачи команде при отборе в Акселератор.

Прогноз

#стартапы

©  vc.ru