Большинство российских BI-проектов успешны

Несмотря на бум внедрений BI-решений в отечественных компаниях, единого мнения, что на самом деле представляет собой бизнес-аналитика и как она связана с технологиями больших данных, российское ИТ-сообщество еще не выработало. Участники прошедшей 24 июня 2014 г. конференции «BI: новые возможности для бизнеса», организованной CNews Conferences и CNews Analytics, оказались приверженцами разных точек зрения.

Павел Козлов, директор по продажам в корпоративном и государственном секторах Here, отметил, что большие данные помогают узнать, что произошло в компании, а бизнес-аналитика в большей степени направлена на прогнозирование; она отвечает на вопросы, что случится в компании в будущем. По словам Эдуарда Федечкина, ведущего эксперта по системам бизнес-аналитики «Терн», решения для бизнес-аналитики и прогнозирования отличаются друг от друга, хотя на практике в подавляющем большинстве случаев используются совместно. Примерами подобных продуктов являются поставляемые «Терн» на российский рынок уже на протяжении многих лет SAP Business Object и InfiniteInsight (последняя система прежде была известна как KXEN InfiniteInsight; в прошлом году компания была приобретена SAP). Оба этих продукта оперируют бизнес-терминологией, поэтому, как подметил спикер, компаниям нет необходимости нанимать математиков, которые создают математические модели для прогнозирования.

Пожалуй, эксперты были единодушны в опровержении результатов исследования Gartner, показывающего, что 70–80% внедрений BI неудачны. Бизнес-кейсы, представленные на конференции, демонстрировали, что в России есть банки, ритейловые компании, интернет-магазины, которые не только успешно внедрили BI-продукты, но и активно применяют их для принятия управленческих решений.

Российским заказчикам, реализующим бизнес-аналитику, удается избежать распространенных ошибок. Организационные и технические сложности, возможные на этапе внедрения, перечислил Александр Оболенский, руководитель дирекции систем планирования и отчетности торгового дома «ЦентрОбувь». Неудачи с BI случаются, если компания не готова к внедрению или если у нее нет информации, на основе которой можно делать аналитическую отчетность. Инициатором внедрения должно стать высшее руководство. Кроме того, во избежание саботажа сотрудников бизнес должен активно участвовать на всех этапах внедрения, за счет этого вероятность нежелания работать с новым BI-решением и попыток возврата к Excel (как к достаточно простому и часто используемому инструменту для построения аналитических отчетов, сводных таблиц и диаграмм) со стороны линейных руководителей, по словам Александра Оболенского, сводятся к минимуму.

Говорили на конференции и о сравнительно новом тренде в сфере BI — геопространственной аналитике, которая позволяет бизнесу отвечать на вопрос «Где?». Так, с помощью визуализации аналитических бизнес-данных на карте рекламные компании смогут определить, где наблюдаются скопления людей, чтобы разместить наружные плакаты; транспортные компании на основе исторической информации имеют возможность прогнозировать, где в различное время суток ожидать пробок; страховые организации — динамично настраивать тарифы в зависимости от стихийных бедствий; риэлторы — изучать в динамике с одновременной визуализацией на 3D-карте изменение цен на недвижимость.

©  CNews