Ближайшая к Солнечной системе звезда может быть... украдена

62fb13d18e504c727845852914bd5dba_ce_1142

Менее чем в пяти световых годах от Солнечной системы расположены три звезды, вращающиеся рядом друг с другом. Вероятно, вы помните, что на орбите одной из них, Проксимы Центавра, ученые обнаружили планету, которая расположена в обитаемой зоне (т. н. «хоне Златовласки») и может быть отличным кандидатом для колонизации в будущем. Как бы то ни было, астрономы выяснили, что эта звезда была «украдена» своими нынешними соседями.

Как украсть звезду: пособие для новичков

12 невероятных космических снимков: прощание с Cassini

Квантовая теория против гравитации: загадка наконец разгадана?

Согласно новому исследованию, которое провела пара ученых из Университета Хартфордшира в Великобритании, вероятность этого и в самом деле велика. Они создали симуляцию космических процессов и, вкупе с расчетами и наблюдениями других астрономов, высказали предположение, что Проксима Центавра скорее всего не сформировалась рядом с двойной звездой системы (Альфа Центавра А и B), а была захвачена их притяжением из глубин космоса. Если это предположение верно, то данный факт в прошлом мог значительно повлиять на обитаемость той самой планеты Проксима b, на которую астрономы возлагают большие надежды.

Поначалу учены боялись, что гравитация больших звезд утянет планету из обитаемой зоны и тем самым лишит людей возможности колонизировать ее, но опасения были напрасны. «Если Проксима Центавра была притянута извне своими более крупными соседями, то по нашим расчетам те оказывают влияние на планету сравнительно недавно, а значит сама Проксима b пробудет в обитаемой зоне еще долго», уверяют авторы в статье, опубликованной на этой неделе в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Законы физики хороши тем, что работают одинаково хорошо как в прямом, так и в обратном толковании. Симуляция ученых, имитирующая поведение звезд и окружающих их планет, а также гравитационных сил других близлежащих космических объектов, позволила с шагом в семь миллиардов лет оценить прошлое и будущее планеты. В результате выяснилось, что в прошлом Прокисма Центавра с большой вероятностью не была частью звездной системы Альфа Центавра вовсе. Вероятно, она была притянута в момент формирования двойной звезды, что в итоге и создало весьма необычную звездную систему.

Заключение

Очевидно, впрочем, что нельзя делать какие-то конкретные заключения лишь на результатах компьютерного моделирования. Металлический состав двойной звезды и ее карликового соседа во многом совпадает, а подобное редко случается со звездами, которые сформировались в отдаленных друг от друга регионах космоса. Кроме того, у современной астрономии банально не хватает данных для того, чтобы делать выводы, так что пока мы довольствуемся лишь теориями. Почему это важно? Проксима b — один из самых главных кандидатов на колонизацию, и знания о прошлом и будущем ее и ее звезды могут значительно повлиять на наше представление о том, как можно освоить новый мир в глубоком космосе.