Битва за Кубу: как развивается бизнес в стране без доступного интернета, телефонов и компьютеров

В 2016 году власти США сняли с Кубы часть экономических ограничений и продолжили налаживать дипломатические отношения, а правительство Кубы объявило о легализации малого и среднего бизнеса. Обозреватель vc.ru изучил, как меняется бизнес-климат на Острове свободы.

Возможность продавать на Кубе лекарства и медицинские услуги компании получили ещё в 1992 году, а с 2000 года власти страны разрешили ввозить продукты питания и сельскохозяйственные товары. Только американские компании до 2014 года продали товаров на острове на $5 млрд.

С 2010 года на Кубе начали двигаться к идеям капитализма, но очень медленно и осторожно. Кубинцам официально разрешили сдавать комнаты туристам, заниматься чисткой обуви или работать садовниками в частном порядке. По замыслу Коммунистической партии, малый бизнес должен был начать процветать, но его развитие пошло в нежелательную для властей сторону.

Остров Свободы

За полвека с момента прихода к власти коммунистов, Куба превратилась в страну старинных ржавеющих машин и рассыпающихся зданий. После введения торгового эмбарго правительством США, островное государство развивалось очень медленно, практически превратившись в страну-музей с дефицитом ресурсов и слабой экономикой. Страна по-прежнему слабо связана с остальным миром. На Кубе ещё нет доступного для населения широкополосного интернета, а телефоны есть только у 11 процентов жителей.

5a8aed42528754.jpg

Выйти в интернет из дома невозможно. Чтобы подключиться к сети, придётся искать специальные места, где есть Wi-Fi, и получать записанные на бумаге логин и пароль для входа. Примерно за $5 жители и гости Кубы могут выйти в сеть на час, при этом официально иметь свой персональный компьютер запрещено.

В Гаване на 2 млн человек найдётся около десяти точек подключения, всего в стране их наберётся около двух сотен. Пользоваться интернетом разрешается врачам, учёным и преподавателям, во всех остальных случаях выйти в сеть можно в государственных компьютерных лабораториях (один час в неделю) или найти подпольные точки. При этом скорость соединения очень низкая — на уровне пятнадцатилетней давности в более развитых странах.

Уровень грамотности населения Кубы — 100 процентов, в стране действует сильная система образования, что можно отнести к плюсу коммунистического подхода. Однако выпускникам университетов некуда податься — условий для работы и достойных зарплат нет.

Сейчас открыть технологический бизнес на острове без доступа к инвестициям, без интернета и маркетинга практически невозможно. А те, у кого есть интернет, не могут оплачивать покупки или принимать платежи — открыть счёт в банке очень проблематично, а кредитные карты запрещены. Поэтому никто не может воспользоваться Netflix или Uber. Пока такие сервисы находятся за пределами финансовых возможностей большинства жителей Кубы.

Но кубинцы находят свои решения, приспособленные к реалиям. Например, на Кубе появился такси-сервис, где используются оповещения через электронную почту, цены утверждаются заранее, а поездки оплачиваются наличными.

Airbnb стал популярным благодаря уже существовавшей у жителей возможности сдавать в аренду свои дома и комнаты гостям. Арендаторы получают оплату через американскую компанию в Майами. Сдерживающим дальнейшее развитие фактором пока остаётся бюрократия и низкое качество услуг — на протяжении многих лет у кубинцев не было никакого стимула к развитию и повышению качества.

Улучшение отношений с США идёт Кубе на пользу, но эта страна ещё далека от привлечения больших инвестиций, более того — правительство не собирается открывать двери для всех желающих и ослаблять контроль. На Кубе есть несколько государственных компаний-монополистов, контролирующие телекоммуникации и сектор технологий, и эти организации не намерены отдавать свои доли рынка.

Торговые выставки в Гаване привлекают крупные компании, включая Boeing, PepsiCo и Caterpillar. Кубинское правительство открывает экономику для иностранных инвестиций с целью привлечь около $8 млрд. Так происходит борьба между Кубой прошлого и Кубой будущего. В 2013 году на острове начали проводить оптоволоконные соединения и, возможно, количество Wi-Fi точек будет расти. В отелях уже можно смотреть большинство американских каналов, но все эти услуги открыты только для иностранцев и партийной элиты, а местные жители продолжают существование в жёстких условиях.

Тем не менее, рост экономики Кубы может ускориться, а иностранные компании получат новый для себя рынок. Помимо Airbnb и Starwood Hotels на остров придут финансовые компании: Western Union, PayPal и Stripe. К концу 2016 года эти сервисы должны наладить связь с Кубой. По данным Western Union, в 2015 году на Кубу отправили $2,8 млрд, почти все из США.

Планшеты, смартфоны и ноутбуки привозят в страну во время поездок в США и Европу, чаще всего это перекупленные подержанные гаджеты или подарки от более удачливых родственников. Обмениваться сообщениями, звонить, слушать музыку, играть — для кубинцев это относительно новые возможности.

cc061b71c9e85b.png

Смартфон можно купить в нескольких магазинах, открывшихся на Кубе с 2011 года, торговые точки совмещают продажи с услугами по ремонту. Выбор невелик, и сами смартфоны не отличаются качеством. Всё больше кубинцев приобретают компьютеры для дома, несмотря на большое количество ограничений. В основном это старые ноутбуки HP, Dell и Toshiba, которые перепродают владельцы небольших магазинов и мастерских.

На данный момент на Кубе работают около 250 иностранных компаний, их число сокращается — предприниматели либо теряют деньги на неудачных затеях, либо деньги отбирает правительство Кубы. Остров свободы остаётся привлекательным местом для американских бизнесменов из крупных компаний, но, в отличие от других бывших коммунистических государств, политический режим на Кубе сильно меняться не собирается.

Многие кубинские предприниматели выбирают торговлю на чёрных рынках из-за слишком высоких налогов и непреодолимых барьеров, создаваемых правительством — в регулирование бизнеса вмешиваются ведомства, которые официально никак не связаны со сферой финансов, но имеют прямые контакты с высшим руководством страны. Объём инвестиций в экономику Кубы во многом будет зависеть от поведения кубинской элиты.

Борьба за идеи

Только четверть населения страны работает в частных предприятиях. По данным проведённого в апреле 2015 года опроса, 70 процентов кубинцев хотели бы открыть свой бизнес, и близость к США помогла бы им расширять свои предприятия. Весной 2016 года Stripe объявила об открытии своего сервиса Atlas на Кубе. Этот сервис позволяет снять нагрузку с предпринимателей, предоставляя юридические и финансовые услуги, консалтинг, а также приём платежей за фиксированную сумму. Расширению Stripe будет помогать кубинская организация Merchise Startup Circle, формирующая сообщество предпринимателей на острове.

Также на Кубе будут проводить конкурс для предпринимателей 10×10KCuba. Организаторы конкурса надеются найти талантливых людей и предложат им помощь в поиске менторов и финансирования. В число организаторов входят #CubaNow, Cuba Emprende Foundation, 500 Startups и TechStars.

Лучшие предприниматели получат в качестве призов подписки на облачные сервисы, компьютеры, курсы обучения английскому и китайскому языкам, возможность пройти стажировки и обучающие программы в США. Инициатива направлена в первую очередь на связь кубинцев с инвесторами и опытными предпринимателями. Однако финансовая поддержка пока не гарантирована — существующие законы это запрещают.

Эксперты видят возможность для ускорения роста и улучшения условий в полном снятии эмбарго и объединении двух кубинских валют в одну — это избавит от большинства проблем с отчётностью и денежными потоками. По прогнозам аналитиков, ежегодные инвестиции в экономику Кубы могут быстро вырасти с $700 млн до $3 млрд, что позволит переводить больше людей в частный сектор, повышая таким образом продуктивность и скорость появления новых технологий. Изменения в положительную сторону приведут к росту туристического и сельскохозяйственного бизнеса, повышению зарплат и уровню спроса на товары и услуги внутри страны.

11e1ed2675995f.jpg

Вместе с приходом американских компаний у Кубы появилась возможность наладить экспорт товаров и услуг. До введения ограничений Куба экспортировала более 22 тысяч тонн кофе, но с тех пор объём значительно снизился, особенно после распада СССР. Теперь кофе должен помочь экономике острова подняться из глубокой ямы. Правительство Кубы продолжает сотрудничать с Россией и не намерено разрывать партнёрство из-за контакта с США.

Nespresso уже объявила о начале продаж кубинского эспрессо с осени 2016 года. Пока это только несколько десятков тонн, но в дальнейшем компания намерена увеличивать объёмы закупок на Кубе. По мнению специалистов, качество кубинского кофе не самое лучшее из-за природных особенностей острова, но место на рынке, как в дешёвом, так и в дорогом сегменте, для него есть.

Вера и чёткий план

Годы изоляции страны привели к появлению необычных организаций, чаще всего нелегальных. Распространение данных на Кубе похоже на торговлю запрещёнными веществами: за несколько долларов люди покупают фильмы, сериалы, музыку, программы, обновления и прочий медиа-контент.

Вместо Netflix, Spotify, Amazon, Apple Music и магазинов приложений у кубинцев есть свой сервис — El Paquete Semanal, подпольная организация, основатели которой распространяют загруженное из сети на жёстких дисках и флешках — терабайты информации. Через сеть дилеров данные распространяются по всей стране. Из-за отсутствия доступа к сети для большинства кубинцев El Paquete Semanal заменяет на острове интернет.

Подпольная организация предоставляет своеобразные рекламные услуги — к каждому проданному набору контента прикрепляют приложения и обновления, например, для поиска ресторанов, журналы в формате pdf или приложение для объявлений, напоминающее Craigslist. Вся деятельность El Paquete Semanal попадает под запреты на Кубе, включая нелегальность рекламы. Чтобы не осложнять ситуацию, организация не занимается распространением порнографии и политической информации.

За год на Кубе в Airbnb зарегистрировались 4 тысячи хозяев и 13 тысяч гостей, которые в среднем потратили $250 за время проживания. Интерес к сервису растёт благодаря активному общению пользователей за пределами сети — информация передаётся из уст в уста, как и в большинстве случаев на Острове свободы.

На данный момент на Кубе активно развиваются три стартапа: YoTeLlevo, TostoneT и BeatTune. Первый представляет собой аналог Uber, но с оплатой наличными и связью через почту, второй занимается разработкой программного обеспечения, ремонтом техники и услугами по дизайну и печати, а третий разрабатывает iOS-приложение для отслеживания сердечного ритма.

Для всех желающих начать свой бизнес, узнать больше о технологиях и предпринимательстве на Кубе была основана организация Merchise Startup Circle — это группа энтузиастов, участники которой уже работали в государственных организациях, научных центрах, хотят делиться своим опытом и привлекать других людей к обмену идеями и ресурсами.

Организаторы Merchise Startup Circle планируют проводить регулярные встречи, где будут обсуждать технологии, создание технологических продуктов и проводить хакатоны. Также организация всеми доступными средствами пытается связать кубинских предпринимателей с зарубежным капиталом и экспертами. Пока правительство Кубы решает, в какую сторону двигаться, сообщество предпринимателей поставило себе цель выйти на международный уровень и развивать не только аутсорс-услуги, но и внутренний рынок.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

©  vc.ru