Битрубли и блокчейн-перепись королевских земель: как регулируют криптовалюты в разных странах
Обзор от адвоката и основателя сервиса Platforma Ирины Цветковой.
Сегодня правовой статус криптовалют определяется в зависимости от той или иной страны. Во многих юрисдикциях к ним относятся как к товару или инвестиционному активу, а где-то, как, например, в Германии, они признаны расчетной денежной единицей.
В Китае операции с ними запрещены для банков, но разрешены для физических лиц, а в Швейцарии виртуальные деньги приравнены к иностранным валютам.
В Исландии, Эквадоре и Боливии операции с криптовалютами запрещены для всех (хотя сам майнинг не преследуется), а вот в Сингапуре в июле 2017 года стартап TenX выпустил платежные карты, на которых можно будет хранить деньги в криптовалютах.
Япония
Возможно, что отключение сети жёстких дисков компьютерными фанатами выглядит не столь драматично, как шагающие по Уолл-стрит со всем своим скарбом уволенные финансисты, но обвал токийской биржи биткоинов Mt Gox в 2014 году до сих пор часто сравнивают с нашумевшим банкротством Lehman Brothers.
За год до этого на бирже заключалось 70% всех операций с биткоинами, а убытки, возникшие в результате ее ликвидации, исчислялись $450 миллионами.
11 июля 2017 года в Японии начался судебный процесс над возглавлявшим Mt Gox 32-летним французом Марком Карпелесом. Его защита утверждает, что все переводы денежных средств со счетов клиентов на счета биржи происходили в рамках ранее заключенных договоров и являлись комиссией за предоставленные услуги.
Тем не менее в начале 2017 года в Японии был принят ряд законов, защищающих игроков рынка от возможных будущих банкротств криптовалютных бирж, а также предотвращающих отмывание денег через эту систему платежей.
Результатом такой законотворческой деятельности стало признание виртуальных денег легальным платёжным средством.
Большие надежды в Японии сейчас возлагают на недавно открывшуюся криптовалютную биржу Z.com Coin, подразделение крупнейшего мирового валютного брокера GMO. Он известен своими стратегическими инвестициями в другую японскую биржу — BitFlyer.
Z.com же сегодня предлагает своим клиентам кошелек для биткоинов и две разные рыночные платформы. Первая из них — валютная, где пользователи могут обменивать биткоины на одну из «твёрдых» валют, а также заниматься популярной сейчас «маржевой» торговлей.
Вторая же платформа виртуальная: там участники рынка могут за йены покупать биткоины, а в перспективе — и другие криптовалюты (например, Ethereum), и перенаправлять их в свой кошелек Z.com.
Комиссионные сборы за такие услуги в результате острой конкуренции на рынке стремятся к нулю, а дневной оборот криптовалют в Японии через несколько лет, по прогнозам экспертов, достигнет триллиона йен или около $9 млрд.
Индия
Сегодня уже почти не остаётся сомнений, что однажды криптовалюты будут легализованы и в Индии. Неясно только, когда этот день наступит.
В стране создана комиссия из представителей министерства финансов, министерства информационных технологий, Государственного и Резервного банков Индии для выработки единой концепции регулирования криптовалют.
Эта же комиссия занимается изучением международного опыта в сфере блокчейнов и предлагает меры по защите потребителей и предотвращению отмывания денег. В консультациях принимают участие два основных игрока индийского рынка криптовалют — биржи Zebpay и Unocoin.
Основная задача этой комиссии — установить отчётность по транзакциям виртуальных денег, а также рассмотреть возможность легализовать криптовалюты в качестве платёжных средств, хотя именно это вряд ли случится в ближайшем будущем.
Резервный банк Индии в прошлом не раз предупреждал трейдеров об опасностях и рисках, связанных с криптовалютными операциями.
Россия
В январе 2017 года в московском центре Digital October состоялась конференция «Регулирование криптовалют в России: промежуточные итоги».
В ней приняли участие юристы, представители Госдумы, банкиры и сами представители рынка криптовалют. Выступающие отметили, что за последние три года отношение государственных структур к виртуальным деньгам сменилось с ограничительно-запретительного на упреждающе-разрешительное.
А ведь всего год назад в Министерстве финансов предлагали жёсткие поправки к Уголовному кодексу, устанавливающие наказание за выпуск денежных суррогатов в виде лишения свободы до 7 лет.
По мнению Элины Сидоренко, профессора МГИМО и руководителя рабочей группы по вопросам криптовалют при Госдуме, к концу 2017 года уже должен быть принят закон, устанавливающий статус и виртуальных денег, и блокчейн-стартапов в России. Для вторых будут приняты меры «верификации, стандартизации и лицензирования с целью определения сфер ответственности».
«Технология не может существовать в правовом вакууме, для развития ей нужна сфера легитимной свободы», — заявила Элина Сидоренко.
В ходе работы круглого стола директор по криптотехнологиям компании Qiwi Алексей Архипов сообщил, что к концу года Qiwi может запустить эмиссию битрубля. А российский бизнес-омбудсмен Борис Титов в июле 2017 года в своем письме главе Банка России призвал Эльвиру Набиуллину использовать опыт Японии и регистрировать операторов, обменивающих криптовалюты на реальные деньги, при этом взимая НДС не с обменных операций, а с использования криптовалюты как платежного средства.
Однако до этого зампред Центробанка Ольга Скоробогатова предлагала считать криптовалюты цифровым товаром, а замминистра финансов Алексей Моисеев — регулировать их подобно деривативам.
США
В последнее время в Америке много говорят о «законопроекте по борьбе с отмыванием денег, финансировании терроризма и изготовлении контрафактной продукции» (Combating Money Laundering, Terrorist Financing and Counterfeiting Act).
Третья редакция закона, принятого в 2011 году, содержит расширенное определение финанcовых институтов (в него включены биржи виртуальных валют) и обязует всех въезжающих на территорию США декларировать суммы, превышающие десять тысяч долларов, в том числе если они конвертированы в криптовалюте.
Критики настаивают: нет никаких доказательств использования криптовалют террористами, а с принятием такого закона исчезнет одно из основных преимуществ криптовалют — анонимность пользователя. Как точно заметил основатель канадской биржи криптовалют BitAML Джо Чикколо, говоря о сегодняшнем процессе легитимизации виртуальных денег в мире: «Криптовалюты стали новым лицом в старом споре».
Великобритания
В Великобритании к криптовалютам относятся как к «частным деньгам», а это значит, что НДС с их стоимости не взимается при конвертации в какую-либо другую валюту, но уплачивается при поставке товара или услуг взамен на криптовалюту.
В своём интервью для CNBC Ашок Васвани, председатель правления крупнейшего британского банка Barclay’s, упомянул, что на недавней встрече в Управлении по финансовой деятельности (Financial Conduct Authority — основной финансовый регулятор Великобритании), где также присутствовали представители финансово-технологических компаний, обсуждались перспективы различных криптовалют.
Он уклонился от дальнейших расспросов, заметив, что в столь новой сфере стоит проявлять максимальную осторожность.
В сентябре 2016 года Barclay’s через свой израильский стартап Wave осуществил, возможно, первый в мире перевод, оплаченный в биткоинах. Это былa поставка сыра и масла с фермы в Ирландии на Сейшельские острова.
FCA, обычно выступающая проводником в отрасли финансовых технологий, сама недавно призвала к предусмотрительности при инвестициях в цифровые валюты. В июне 2017 года один из директоров FCA Крис Вулард в одной из своих лекций заявил, что регулятор не запрещает компаниям расплачиваться в криптовалютах, а также не запрещает банкам предоставлять услуги компаниям, использующим блокчейн-технологии и цифровые деньги.
«Я не говорю, что криптовалюты — зло, но мы должны быть предусмотрительными в этой сфере деятельности», — заявил Вулард.
Швеция
На родине многих цифровых стартапов к криптовалютам относятся благосклонно. Главный финансовый надзорный орган страны (Finansinspektionen) легитимизировал этот способ платежей, стимулируя использование криптовалюты широкой общественностью.
В январе 2017 года в центральном банке Швеции заявили, что рассматривают возможность выпустить собственную цифровую крону, указав на резкий спад циркулирующей наличности. С 2009 года из-за роста интернет-торговли объем наличности в обороте упал на 40%.
Если эти планы сбудутся, то Швеция может стать одной из первых стран, центральный банк которой эмитирует цифровые деньги.
В это же время было объявлено, что в стране запускается частно-государственная инициатива по регистрации всех земель королевства с использованием технологии блокчейн. У основания проекта стоит стартап ChromaWay, запущенный Шведским органом по земельному контролю. Совместно с бизнес-консультантами из Kairos Future, телекоммуникатором Telia и несколькими ипотечными банками в марте следующего года будет представлена пробная версия регистратора. Такое развитие технологий позволяет провести аналогию между биткоином и мобильным телефоном, который давно уже перестал быть устройством лишь для совершения телефонных звонков.
Так и технология блокчейн — это уже не просто валюта. Уже сейчас она находит применение в многих других сферах: к примеру, в смарт-контрактах.
© vc.ru