Беспощадная цензура: 5 фильмов, которые запретили в СССР

01.11.2022, 19:25
В СССР прежде чем фильму доползти до экранов нужно было пройти проверку цензурой. Каким-то картинам удавалось проскользнуть, а некоторые так и оставались пылиться на полке. Не всегда взгляды людей искусства совпадали с взглядами политического руководства, поэтому от окончания съемок до выхода фильма на экран могло пройти не одно десятилетие. Более того, некоторые шедевры были и вовсе уничтожены.
Настя Федорович

«Преступление и наказание» (1940)

  • Режиссер: Павел Коломойцев
  • В главных ролях: Игорь Ильинский,  Мария Миронова,  Марк Бернес

Короткометражную 26-ти минутную ленту, снятую по пьесе Михаила Зощенко режиссером Павлом Коломойцевым, цензура не пропустила с формулировкой:  «Сюжет картины построен на переживаниях расхитителя общественной собственности». Но это не помешало истории успешно греметь на театральных подмостках. Авторы безуспешно пытались пропихнуть фильм сквозь бюрократическую машину. И лишь в 1989 году зрители смогли познакомиться с короткометражной лентой, которая не утратила своей актуальности и через полвека.

«Строгий Юноша» (1936)

  • Режиссер: Абрам Роом
  • В главных ролях: Дмитрий Дорлиак,  Юрий Юрьев,  Ольга Жизнева

В 1935 году режиссер Абрам Роом снял фантастический фильм «Строгий юноша» (с очень интересными рабочими названиями «Комиссар быта», «Дискобол», «Волшебный комсомолец») по сценарию Юрия Олеши. На первый взгляд это безобидная история о любовном треугольнике. В их мире, полном эстетики, хочется жить. Молодые комсомольцы обоих полов прекрасны, как античные боги, они управляют колесницами, читают стихи, выполняют сложные спортивные упражнения и на экранах часто появляются в полуголом виде. Что собственно и вызвало у партийного руководства откровенное недоумение, не дав премьере состояться и обвинив режиссера в отклонении от канонов соцреализма. Так фильм «Строгий юноша» стал одним из первых советских «полочных» фильмов. Лишь в 1994 году директор Музея кино Наум Клейман добился того, чтобы его впервые показали на телеэкранах.

«Первороссияне» (1967)

  • Режиссер: Александр Иванов,  Евгений Шифферс
  • В главных ролях: Владимир Честноков,  Владимир Заманский,  Лариса Данилина,  Геннадий Нилов,  Инна Кондратьева,  Владимир Смирнов

«Первороссияне» — это буйство цвета. Фильм готовился стать праздничным тортом к юбилею революции. Но оказался трагедией. Очень красивой и необычной, но совершенно не к месту в Ленинграде 1967 года. Фильм состоит из нескольких историй, каждая из которых рассказана в своем цвете и сопровождается своей музыкой. Именно авангардная эстетика настолько испугала советское руководство, что они не просто запретили фильм, а уничтожили все тридцать две прокатные копии фильма. Встреча «Первороссиян» со зрителем состоялась лишь спустя долгие годы, когда развитие техники позволило перевести чудом сохранившийся и восстановленный негатив в цифру. Итого, фильм, созданный в 1967 году, дошел до зрителя аж в 2009, спустя 42 года!

«Бежин Луг» (1935) 

  • Режиссер: Сергей Эйзенштейн
  • В главных ролях: Николай Хмелев,  Петр Аржанов

«Бежин луг»- глубокая притча о конфликте поколений и разных эпох, в основу которой легла трагическая история о Павлике Морозове, зверски убитого в отместку за донос на врагов коллективизации, среди которых были его отец и дед. Фильм должен был стать выдающимся произведением, снятым Сергеем Эйзенштейном в разгар сталинских репрессий. Но ему не хватило буквально 11 дней, чтобы завершить съемки, когда фильм был уже запрещен, а потом отснятые негативы сгорели в дни бомбардировок Москвы фашистами. От фильма остались только раскадровки, нарисованные Эйзенштейном, да обрезки кинопленки, спасенные Эсфирью Тобак — монтажером фильма.

«Скверный анекдот» (1966) 

  • Режиссер: Александр Алов,  Владимир Наумов
  • В главных ролях: Евгений Евстигнеев,  Виктор Сергачев

В годы Оттепели число запрещенных и «полочных» фильмов заметно снизилось. Власти в 1965 году разрешили Алову и Наумову экранизировать прозу Ф. Достоевского, поведясь на слово «анекдот» в названии. Но из этого «анекдота» вышла такая оплеуха, которая запомнилась властям надолго. Алов и Наумов адресовали сарказм либеральной элите, которая так восторгалась хрущевской «оттепелью», а в итоге получила… Брежнева. Как итог, фильм добрался до зрителя лишь в 1987 году, так как руководство студии «Мосфильм» посчитало картину чересчур мрачной и гротескной, мол, она «порочит нацию и ее историческое прошлое».

©  Популярная Механика