Банки защищаются от кризиса запуском новых ИТ-проектов

Российский банковский сектор переживает неспокойные времена — сказывается напряженность на мировой политической арене. В отношении некоторых российских кредитных учреждений действуют санкции, и сделать вид, что все в порядке, уже не получается. Банкиров угнетает угроза дальнейших ограничительных мер: отключение от SWIFT, запрет на иностранное ПО, потеря доступа к мировому рынку долгосрочных кредитных ресурсов. Одновременно банкам приходится решать и ряд внутренних проблем. Так, Центробанк все активнее отзывает лицензии, повышает требования. Кроме того, растет конкуренция со стороны небанковских учреждений и телеком-операторов на рынке платежей и быстрых кредитов. Участники организованной CNews Conferences и CNews Analytics конференции «ИКТ в финансовом секторе 2014», которая прошла 16 сентября, обсудили, какими должны быть действия банка, чтобы сохранить конкурентоспособность, лицензию, сократить расходы, но при этом не растерять компетенции.

По наблюдениям Кирилла Золотых, директора департамента «Внедрение» компании «Диасофт», за последние два года ощутимо сократилось число тендеров на комплексную автоматизацию. Если в 2012 г. их число достигало пятидесяти, то через год насчитывалось уже не больше тридцати. В текущем году, по известным данным, их меньше десяти. В ситуации, когда бюджеты сокращаются, а потребность в развитии остается, эксперт рекомендует прибегнуть к компонентному подходу — он позволяет выбирать наиболее эффективные решения в каждом конкретном случае.

Заместитель руководителя корпоративного блока «Промсвязьбанка» Андрей Леушев рассчитывает, что как минимум сдерживать расходы всего корпоративного блока в течение 5 лет, поможет внедрение СЭД. Экономия в банке произойдет в первую очередь за счет оптимизации работы сотрудников. Если раньше около 50% трудовых часов тратилось на работу с бумагой — ее «перекладывание», сканирование, поиск нужного документа, — то по итогам оптимизации бизнес-процессов внутри блока все нормативы по времени исполнения операций можно сократить, как оценивает эксперт, примерно на треть. Повышение качества работы при сокращении издержек является приятным бонусом.

В «СДМ-Банке» недавно реализован ряд ИТ-проектов, которые позволили сократить операционные издержки. При помощи новой системы аналитического хранения данных, как рассказал Олег Илюхин, директор департамента информационных технологий банка, была централизована подготовка отчетов, повысились их качество и объективность, сократилось число сотрудников, вовлеченных в этот процесс. Проект по внедрению СЭД, помимо оптимизации бизнес-процессов, позволил банку сократить расходы на печать на 30%, а виртуализация серверов банка уже привела к разгрузке ИТ-персонала и, несмотря на необходимость закупки нового оборудования, по прогнозам, даст экономию 15% в ближайшие три года.

Интересен опыт и банка «Хоум Кредит», которым поделился Кирилл Кибалко, заместитель директора по информационным технологиям — директор департамента банка. Система управления разработкой в облаке позволила привлекать программистов из регионов напрямую, что обходится примерно в три раза дешевле, чем при сотрудничестве с крупными ИТ-поставщиками. Сейчас в восьми удаленных центрах разработки на банк работают 108 человек.

Несмотря на текущие сложности, ИТ-сообщество в финансовой отрасли ожидает, что после кризиса наступят лучшие времена — и тогда понадобятся сильные компетенции для борьбы за оживший рынок. Наступивший период затишья считается подходящим временем для взвешенных инвестиций в технологии.

©  CNews