AT&T EO Personal Communicator: коммуникатор, опередивший время

Случается же иногда такое, что появляется на свете гений (или даже целая команда гениев), который создает нечто, на десятилетие опережающее время. И продавать бы это изобретение, но все вокруг понимают гениальность изобретения, но покупать не стремятся. Потому что не ко времени пришелся продукт. Так было с вертолетом и подводной лодкой Леонардо да Винчи. Такая же история приключилась с EO Personal Communicator, придуманным в начале 90-х годов прошлого столетия компанией GO Corporation Ltd.

Это сейчас, когда понятие «коммуникатор» обрело реальное воплощение, можно непредвзято судить о том, что же придумала и попыталась выпустить на рынок небольшая, но полная гениальных энтузиастов компания GO. Глядя на ее творение из будущего, остается только диву даваться, сколь пророческими были идеи, заложенные в устройство со странным названием EO. Впрочем, странным в названии было лишь то, что оно было латинским.

Однако на рынок устройство прорвалось с немного иным именем: AT&T EO Personal Communicator 440. Именно американский телефоно-телеграфный гигант, в глубинах которого была рождена операционная система Unix и язык программирования Си, взяла под патронаж британскую компанию, выкупив 52% ее акций. И это была чистой воды авантюра.

По большому счету, все руководство по эксплуатации EO Personal Communicator умещалось на одном листе. Годы спустя компьютерные фирмы примут эту идею, выпуская наряду с книжкой руководства листок First Steps.

Что же представлял собой AT&T EO Personal Communicator? Если вкратце, то вариант современного планшетного компьютера, собранный по технологиям 90-х. Нынешние планшетники характеризуются наличием большого сенсорного экрана, беспроводными коммуникациями (Wi-Fi, Bluetooth, 3G), базовым набором предустановленных приложений (календарь, блокнот, почтовый клиент и т.д.), возможностью подключения к облачным сервисам и специальной версией операционной системы. Так вот, персональный коммуникатор EO обладал всеми этими признаками! Естественно, в контексте возможностей техники двадцатилетней давности.

Судите сами: EO обладал большим (5,9x4,3 дюйма) сенсорным LCD-дисплеем c разрешением 640х480 пикселей, сделанным по рефлективной технологии. Последнее означало высочайшую контрастность изображения и полное отсутствие понятия «слепнет на солнце». Экран EO под прямыми солнечными лучами был столь же читабельным, как и при работе с искусственным освещением.

Несмотря на два десятка лет разницы, экран EO Personal Communicator по контрастности легко соревнуется с отличным E-ink-дисплеем Amazon Kindle.

На борту EO находились:

  • высокоскоростной (14 400 бит в секунду) модем, поддерживающий протоколы v.32, v.42 и v.42bis;
  • факс-аппарат, работающий со скоростью 9600 бит в секунду;
  • опциональный модуль, позволяющий подключить EO к сотовому телефону или же любому другому устройству беспроводной связи;
  • жесткий диск емкостью 20 мегабайт;
  • от 4 до 12 (возможность расширения) мегабайт оперативной памяти;
  • COM-порт для подключения к IBM PC-совместимым компьютерам и обмена данными с ними;
  • параллельный порт для подключения к принтерам или опциональному флоппи-дисководу;
  • порт PS/2 для подключения к EO внешней клавиатуры;
  • встроенный микрофон для ведения голосовых заметок и спикер для их воспроизведения;
  • слот расширения для карт PCMCIA Type II.

Плюс ко всему владелец EO получал бесплатную пожизненную подписку на почтовый сервис AT&T EasyLink Mail, позволяющий обмениваться не только почтой, но и факсами. Мало? А как вам то, что благодаря программе PenTOPS/PenCentral он мог удаленно подключаться и работать с персональными компьютерами?

Опционально к EO Personal Communicator можно было подключить сотовый телефон. Но в отличие от iPad 3G с его помощью можно было звонить.

Уникальный процессор AT&T Hobbit можно было найти только в EO Personal Communicator и Silicon Graphics «для бедных» – компьютере BeBox.

По всем канонам процессоростроения Hobbit был странным микропроцессором. Не CISC, как, например, процессоры Intel, и не RISC, как процессоры ARM. Технология, используемая в Hobbit, называлась CRISP – C-language Reduced Instruction Set Processor – процессор с сокращенным набором команд языка Си.

От традиционных процессоров Hobbit он отличался так же, как толкиновские хоббиты отличались от людей. Например, в нем не было традиционных для обычных процессоров регистров, куда помещаются данные и команда для их обработки. Создатели Hobbit исходили из того, что для исполнения программы на языке Си на обычном процессоре требуется транслировать ее в вид, понятный этому процессору. Вид, основанный на использовании регистров. При этой трансляции (как, собственно, при любом переводе) множество нюансов языка Си, заложенных в программу, терялись или упрощались. Так почему бы не сделать процессор, работающий с идеологией Си, – решили разработчики. И сделали Hobbit.

Hobbit были не нужны регистры, поскольку он напрямую работал с оперативной памятью. При этом он поддерживал все структуры данных языка Си, такие, например, как стеки и массивы. Очевидно, что Си-программы на этом хитром процессоре работали на порядок лучше и просто-таки летали. Согласно легендам Кремниевой долины, Apple заказала AT&T Hobbit в качестве центрального процессора своего планшета Apple Newton.

При проведении тендера компания AT&T проиграла британской компании Acorn Computers, основанной Германом Хаузером (Hermann Hauser), тем самым, что чуть позже на базе Acorn основал великую Advanced RISC Machines, известную нам ныне по технологии ARM, живущей практически во всех мобильных устройствах. Вот так Hobbit попал в недра EO Personal Communicator.

Не менее примечательной в нем была и операционная система. Называлась она PenPoint OS и для своего времени была столь же революционна в сравнении с тогдашней сенсорной версией Windows, именуемой Windows for Pens, как и нынешняя iOS в сравнении с touch-возможностями Windows 7.

Достаточно взглянуть на интерфейс PenPoint OS, чтобы стало ясно, насколько она опережала свое время. Например, в ней был прообраз эппловского Dock – области внизу экрана, где пользователь мог размещать приложения. А многозадачность PenPoint OS реализовывалась с помощью tab-ов – вкладок, каждая из которых соответствовала запущенной программе или документу.

Операционная система PenPoint OS уже тогда обладала такими элементами, как панель Dock и Tabs – вкладками работающих приложений.

Современные браузеры только недавно пришли к этой идее. В PenPoint OS работала технология drag-n-drop (перетаскивание), поскольку все в ней было построено на идеологии объектов. Графический интерфейс PenPoint OS в корне отличался от GUI персональных компьютеров, ориентированных на работу с мышью и множественными выпадающими меню. Для выбора функций программы пользователь вызывал специальное всплывающее окно, именуемое Option Sheet, очень похожее на pop-over окна iOS, используемой в iPad.

Вместо выпадающих меню PenPoint OS предлагала всплывающие окна Open Sheet.

Рукописный ввод в PenPoint OS реализовывался с помощью специальных панелей Writing Pad, имеющих поля для побуквенного ввода текста.

Рукописный ввод текста PenPoint OS реализовывался с помощью панелей ввода Writing Pad.

А еще PenPoint OS поддерживала жесты – определенные движения стилусом, вызывающие те или иные функции.

Для облегчения управлением с помощью сенсорного экрана в PenPoint OS были реализованы жесты.

PenPoint OS была «вшита» в ROM-память EO, освобождая драгоценную оперативную память для данных пользователей. Кроме нее, в ROM располагались и базовые приложения:

  • Pensoft Personal Perspective – планировщикзадач;
  • GO Mail – почтовый клиент;
  • GO FAX – программа отправки факсов;
  • GO's PenTOPS and PenCentral – программа локального и удаленного доступа к IBM-совместимым компьютерам;
  • EO Phone – программа голосового дозвона и автосекретарь;
  • GO MiniNote – блокнот;
  • EO Calc – калькулятор;
  • EO Lock – программа защиты персональных данных;
  • EO Sound – синтезатор звуков.

А благодаря развитому инструментарию программирования для PenPoint OS довольно легко разрабатывались дополнительные программы. Удивительно, операционная система двадцатилетней давности обладала большинством функций современных операционных систем для touch-устройств!

Коммуникатор AT&T EO 440 был на голову выше конкурентов-планшетов того времени. Его ближайший противник Apple Newton OMP (Original Message PAD) обладал всего 640 килобайтами оперативной памяти и не имел жесткого диска. Его, не самого лучшего качества экран, обладал разрешением 336х240 пикселей. О встроенных коммуникационных возможностях даже речи не было.

Конкурент EO Personal Communicator – эппловский Newton Original Message Pad – явно не дотягивал до него по техническим характеристикам.

И тем не менее проект EO был коммерчески неуспешен. Компания AT&T старалась протолкнуть его в бизнес-сектор. Она даже выпустила более мощную модель AT&T EO 880, но и та не прижилась на рабочих столах коммерсантов. Впрочем, Apple Newton, при всей харизматичности «яблочной» продукции, ждала та же участь. Планшеты-динозавры вымерли, уступив место маломощным, но зато умещающимся в карман машинкам Palm Pilot, форм-фактор которых и определил внешний вид современных коммуникаторов.

О стремительном падении в финансовую пропасть AT&T EO и компании GO очень выразительно написал один из разработчиков EO (на фото ниже он под номером 1), собирающийся вместе с GO Corporation переезжать из Великобритании в Кремниевую долину: «Во вторник я узнаю, что моя жена беременна нашим первенцем, в среду наш риелтор подтверждает покупку нашего дома, а в четверг мой работодатель (AT&T) сообщает, что я остался без работы».

Над EO Personal Communicator работала небольшая, но дружная и веселая команда гениальных разработчиков.

Но далее по тексту он пишет, что ни капли не жалеет об участии в создании устройства EO. Потому что это была работа в стиле «just for fun» – было весело, авантюрно. И гениально.

©  mobi.ru