Астрономы обнаружили 9 новых двойных цефеид

Измерение расстояний до далеких объектов в космосе представляет собой сложную задачу для астрономов. Даже определение расстояния до наших соседей во Вселенной — Малого и Большого Магеллановых Облаков, имеет определённые трудности. Однако сейчас ученые начинают обретать инструменты, позволяющие измерить эти расстояния. Один из таких инструментов — переменные цефеиды, звёзды, меняющие свою светимость по определённому шаблону. Однако на данный момент известно очень мало о физических свойствах цефеид, что делает их использование в качестве маркеров расстояния затруднительным. Было бы гораздо проще изучить их свойства с данными о двойных цефеидах, однако до недавнего времени была известна лишь одна пара цефеид.

Астрономы обнаружили 9 новых двойных цефеидНа этом изображении «Хаббла» показана RS Корма, переменная цефеида. Цефеиды имеют сравнительно длинные периоды жизни — например, RS Puppis меняет яркость почти в пять раз каждые 40 дней. Эта переменная звезда окутана густыми облаками пыли, что позволяет с большой четкостью показать явление, известное как «световое эхо». Источник:  NASA / ESA / Hubble Heritage Team

В свежей статье, исследователи из Европы, США и Чили представили результаты измерений ещё девяти двойных цефеид. Это уже достаточно, чтобы начать понимать свойства этих ценных маркеров расстояния.

Подобно традиционным двойным звёздам, двойные системы цефеид образуются, когда две звезды вращаются вокруг друг друга. Характеристики этих систем могут значительно различаться, если изменения яркости двух звёзд происходят с разной скоростью и фазами. Выяснение, какая звезда, и в каком направлении движется, как относительно нас, так и друг от друга, представляет определённые трудности. Наблюдение этих переменных требует продолжительных периодов наблюдений, и это именно то, что представлено в новой статье.

Исследователи изучили девять кандидатов в двойные системы цефеид, которые не были подтверждены из-за сложности разделения данных двух звёзд друг от друга. Они получили данные из базы данных эксперимента по оптическому гравитационному линзированию (OGLE), который проводится Варшавским университетом уже более 30 лет. Учёные подтвердили наличие двух отдельных звёзд в каждой из предполагаемых двойных систем.

Изучение этих девяти двойных систем в Малом и Большом Магеллановом Облаке и Млечном Пути является первым шагом. Ближайшая из них, расположенная во Млечном Пути, является ближайшей: всего в 11 килопарсеках (около 3000 световых лет).

Более подробное изучение цефеид способно пролить свет на их происхождение, состав и жизненный цикл. Авторы статьи отмечают, что это входит в рамки долгосрочного проекта. Те же учёные были частью команды, которая первоначально подтвердила наличие двойной системы цефеид в 2014 году. Проект OGLE продолжает собирать новые данные, а также проводятся исследования, что в конечном итоге, возможно, приведёт к обнаружению ещё большего числа двойных цефеид.