Японские ученые надеются пробурить земную кору насквозь

Японские ученые из JAMSTEC объявили о том, что впервые в истории планируют пробурить туннель от поверхности сквозь всю толщу земной коры.

Человечество вот уже 50 лет пытается достичь мантии Земли, но раз за разом терпит неудачу. Совсем недавно, к примеру, организация Joint Oceanographic Institutions for Deep Earth Sampling попыталась выполнить эту амбициозную задачу, но смогла продвинуться вглубь лишь на… 700 метров. Напомним, что земная кора — это внешняя твердая оболочка Земли, являющаяся верхней частью литосферы, и ее толщина колеблется из-за неоднородного рельефа.

CNN сообщает, что для достижения своей цели японские исследователи намерены использовать буровой корабль Chikyū. Это судно отличается от своих собратьев тем, что способно пробурить океаническую кору в три раза глубже, чем суда-предшественники. Толщина коры составляет 5−10 километров, а потому процесс будет происходить в три этапа. Сначала бур углубится на 4 км, потом пройдет еще 5 км коркового слоя и лишь затем даст ученым возможность собрать образцы из мантии.

Предварительно испытание начнется у берегов Гавайев в сентябре 2017 года. График проекта до сих пор уточняется, но Нацуэ Абе, исследователь JAMSTEC, сообщил CNN, что датой начала бурения скорее всего будет 2030 год. Точки вблизи Коста-Рики и побережья Мексики также рассматриваются как потенциальное место проведения эксперимента.

По словам Абе, у миссии есть несколько главных целей. В первую очередь это, конечно, изучение мантии: для японцев возможность заблаговременно предсказывать сейсмическую активность играет критически важную роль. Кроме того, они хотят лучше понять то, что представляет собой граница между корой и мантией, а геологические образцы расскажут много нового о ранней истории нашей планеты.

Проблема, как всегда, кроется в первую очередь в финансировании: масштабное бурение очень и очень затратно. Кроме того, оборудованию явно потребуется модернизация, но пресс-секретарь JAMSTEC уже рассказал Japan News, что недавно разработанные материалы нового поколения уже сделали этот процесс технически выполнимым, по крайней мере на бумаге.

©  Популярная Механика